Проблемный вопрос: стало ли человечество гуманнее за 60 лет после Второй мировой войны?

Высказывания древнегреческих историков на доске

«Война - зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют законы».

Плутарх

«Когда гремит оружие, законы молчат».

Цицерон

На партах выдержки из Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны.

Тесты по данной теме для закрепления.

Видеофрагменты хроникальных фильмов по теме «Вторая мировая война». Видеофрагменты о двух чеченских войнах 1993 г. и 1996 г. и другие видеоматериалы.

Вступительная часть. Фронтальная беседа с учащимися по предыдущей теме «Всеобщая декларация прав человека».

Вопросы для беседы:

Какие общечеловеческие правовые документы вам известны? В чем их значение?

Какие стороны человеческой деятельности охватывает Декларация прав человека, какие высшие ценности утверждает и защищает?

Почему Всеобщую декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права?

Далее учитель ставит цели и задачи урока, знакомит учащихся с вопросами на доске, главной проблемой, а также определяет основные формы работы на уроке.

Как уменьшить бедствия, причиняемые войной?

Учитель говорит об обстоятельствах в жизни общества, которые являют собой противоположность Декларации прав человека, противоположность идеалу права, о войнах, приводит данные статистики. Во Второй мировой войне, в которой участвовало 61 государство (80% всех жителей Земли), погибло около 70 миллионов человек, из них половина - мирные жители, ставшие объектами бомбежки, массовых расстрелов и депортаций. Это говорит об особой жестокости войны.

(Видеофрагменты Второй мировой войны, массовые бомбежки, разрушенные города, горящие села, жертвы среди мирного населения.)

Какие войны вы изучали наиболее обстоятельно?

Какова была судьба раненых в этих войнах?

Как поступали с военнопленными?

Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?

Далее идет речь о том, что после Второй мировой войны государства - члены Организации Объединенных Наций высказали решимость избавить грядущие поколения от бедствий войны. Это стало большой проблемой. По итогам урока учащиеся должны будут подтвердить или опровергнуть основную мысль в проблемном вопросе.

Война есть война: вооруженные люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответы. (Учащиеся подтверждают примерами из истории войн жестокое отношение к военнопленным и мирному населению, а также приводят примеры гуманного отношения врага к побежденным.)

Далее учитель обращается к высказываниям античных мыслителей Плутарха и Цицерона, записанным на доске.

Вопрос к учащимся:

Какое из высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Почему?

Примерный вывод по первому вопросу. Несмотря на то что войны в мире происходили почти всегда, современное цивилизованное общество должно задуматься о проблеме уменьшения бедствий, причиняемых войнами.

Нормы международного гуманитарного права

Прежде чем начать работать с документами, с учащимися необходимо уточнить и записать в тетради понятия «гуманизм», «право», «гуманитарное право». Учитель говорит о принятии в 1907 году Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, а также о принятых в 1949 году Женевских конвенциях о защите жертв войны. Эти международные документы и дополнительные протоколы к ним содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом (записи в тетрадях).

Работа со статьями Женевских конвенций 1949 г. (см. Приложение №1)

Глава I «Общие положения», статьи 1, 2, 3 и глава II, статьи 12, 13, 18.

Вопросы к учащимся:

1. О чем договариваются страны, подписавшие данные конвенции?

2. Каким должно быть отношение к раненым и больным военнослужащим действующих армий?

3. Могут ли местные жители ухаживать за ранеными и больными военнослужащими?

Раздел II «О защите военнопленных», статьи 12, 13, 14. Вопросы к учащимся:

1. Как следует обращаться с военнопленными?

2. Какие права имеют военнопленные?

Раздел «О защите населения от последствий войны», статьи 14, 16, 18, 24.

Вопросы к учащимся:

1. Что требуется от участников вооруженных конфликтов по отношению к мирным жителям?

2. Как должны поступать военные, если их действия могут повлечь за собой жертвы среди гражданских лиц?

3. Каким должно быть отношение к детям до 15 лет?

Далее учащимся предлагается работа с учебным пособием по вопросу ограничения методов и средств ведения войны.

Вопросы к учащимся:

1. Какие виды оружия запрещено применять?

2. Какие военные хитрости во время боевых действий запрещены международными нормами?

Учитель рассказывает об ограничениях методов и средств ведения войны, сообщает о развернувшемся движении за запрещение противопехотных мин. Говорит о тысячах мирных жителей, которые погибли или стали безногими инвалидами, подорвавшись на минах, которые в огромном количестве остались в районах происходивших недавно вооруженных конфликтов. Чтобы их обезвредить, нужна напряженная и опасная работа саперов в течение десятилетий.

Разъясняя нормы международного гуманитарного права, учитель иллюстрирует их содержание сведениями о вооруженных конфликтах в наше время (видеофрагменты афганской войны, чеченских войн, войн в Югославии и Ираке).

Вопросы к учащимся:

1. Всегда ли соблюдаются статьи международного гуманитарного права?

2. Можно ли привлечь к уголовному наказанию лиц, совершивших серьезное нарушение МГП?

3. Что включает в себя понятие «военные преступления»?

Особенности международного гуманитарного права, его значение

Учащиеся работают самостоятельно с учебным пособием и письменно в тетрадях отвечают на вопрос: «В чем состоят особенности и значение международного гуманитарного права?» После его обсуждения предлагается обсудить проблемный вопрос: «Стало ли человечество за 60 лет после Второй мировой войны гуманнее?» В ходе его обсуждения мнения подростков могут разделиться. Они могут приводить доказательства как «за», так и «против». Главное, чтобы при обсуждении ребята поняли, что международное гуманитарное право побуждает многих людей соблюдать эти нормы, а также позволяет осудить тех, кто их нарушает, т.е. привлечь к уголовной ответственности.

В заключительной части урока можно раскрыть деятельность Международного комитета Красного Креста. Эта организация в ходе военных действий становится нейтральным посредником и принимает все возможные меры, чтобы жертвам вооруженных конфликтов была обеспечена защита и помощь. Также перед учащимися ставится вопрос: «Почему в международных соглашениях имеется положение об изучении международного гуманитарного права как военными, так и гражданским населением?»

В ходе закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить тесты (см. Приложение №2).

Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание.

Приложение №1

Выдержки из статей

Женевских конвенций

от 12 августа 1949 года

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, или имущественного положения, или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) взятие заложников;

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Глава II

РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ

Статья 12

Личный состав вооруженных сил и прочие лица, указанные в следующей статье, в случае их ранения или болезни должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

Стороны, находящиеся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечат им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политическое убеждение или другие аналогичные критерии.

Статья 14

С учетом положений предыдущей статьи раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, будут считаться военнопленными, и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Статья 18

Военные власти могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей добровольно подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, представляя лицам, отозвавшимся на этот призыв, необходимое покровительство и льготы.

РАЗДЕЛ II

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА О ЗАЩИТЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Статья 12

Военнопленные находятся во власти неприятельской Державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статья 13

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются и будут рассматриваться как серьезные нарушения настоящей конвенции.

Статья 14

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен.

Статья 15

Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить содержание военнопленных, а также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Окончание. Начало на стр. 6

РАЗДЕЛ II

ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ НЕКОТОРЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

Статья 14

Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости на оккупированных территориях санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

Статья 16

Раненые и больные, а также инвалиды и беременные женщины будут пользоваться особым покровительством и защитой.

Статья 18

Гражданские больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам, не могут ни при каких обстоятельствах быть объектом нападения, но будут во всякое время пользоваться уважением и покровительством со стороны находящихся в конфликте сторон.

Статья 24

Находящиеся в конфликте стороны будут принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе... Их воспитание, если это возможно, будет поручено людям тех же культурных традиций.

Приложение №2

Тесты к теме

«Международное

гуманитарное право»

(можно по вариантам)

1. Когда была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны?

а) 1900 г.; б) 1902 г.; в) 1907 г.

2. Признание ценности человека как личности - это:

а) национализм; б) гуманизм; в) справедливость.

3. Что является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста?

а) Всеобщая Декларация прав человека;

б) Международное гуманитарное право;

в) Международный пакт о гражданских и политических правах.

4. Международная конвенция - это:

а) международное соглашение;

б) международное право;

в) международное сотрудничество.

5. В каком году были приняты Женевские конвенции о защите жертв войны?

а) 1946 г.; б) 1948 г.; в) 1949 г.

6. Обращение к человеческой личности, к правам и интересам человека - это:

а) гуманитарная помощь;

б) гуманитарное право;

в) гуманитарное образование.

7. Международная организация, которая в период военных действий становится между противниками в качестве нейтрального посредника:

а) Международный комитет Красного Креста;

б) Организация Объединенных Наций;

в) Международный трибунал.

8. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека?

а) 1946 г.; б) 1958 г.; в) 1948 г.

9. Международный военный трибунал - это:

а) Международный суд, организованный с целью наказания главных военных преступников Второй мировой войны;

б) Международный суд ООН;

в) Международный центр научной и технической информации.

10. Применение запрещенных международными соглашениями средств и методов ведения войны есть:

а) военные реформы;

б) военные поселения;

в) военные преступления.

Сергей ГЛАЗУНОВ, учитель истории и обществознания, Муром, Владимирская область