Конкурсы в технические вузы тогда были большие, особенно на физический и физико-математический факультеты, требования на приемных экзаменах тоже, но только не на сочинении. Если в математике ты силен - примут обязательно, несмотря на множество грамматических ошибок. У нас есть прекрасно подготовленные инженеры, получившие степень кандидата наук, они отличные специалисты в своем деле, но говорят витиевато, невнятно излагают свои мысли, имеют скудный запас слов. Кто-то может сказать, ну и что, ведь они не гуманитарии. Да от них и не требуется особый изысканности, метких сравнений, афористичности. Говорить на хорошем русском языке, свободно излагать то, что хочешь донести до слушателя, - это долг каждого закончившего даже не любой вуз, а среднюю школу.

Главный минус нашего образования в недавнем прошлом, да и сегодня - недостаток гуманитарного качества. Можно успешно закончить школу и не знать художественной литературы, иностранного языка, не понимать искусства, поэзии и музыки, культуры как своей, так и чужой. Можно не уметь грамотно построить свою речь, вести беседу и вести себя в «свете». И это все не считается недостатком.

Сегодня наше образование часто уже не на словах, а нередко и на практике, осуществляет другие принципы. Один из них - взамен унитарного, единообразного обучения вводится образование по выбору. Ученики и их родители выбирают школу, и необязательно ту, что ближе всего к дому, профиль обучения, программы, учебники, формы итоговых испытаний, учителей и т.д.

Появились школы с углубленным изучением гуманитарного цикла предметов, с экологическим, биологическим, лингвистическим уклоном. Во многих школах России директора, педагоги считают своим долгом выпускать не просто хороших учеников, а граждан, основательно подготовленных к жизни в демократическом государстве, в условиях рыночной системы хозяйства. И потому там такие предметы, как граждановедение, правоведение, становятся полноправными в школьном расписании.

Выбор в пользу гражданственности воспитания, гуманитаризации образования делается тогда, когда учительские коллективы понимают, кого они в первую очередь должны готовить. Это идет и через индивидуализацию обучения, через авторские программы.

Хорошо, когда школа озадачена формированием у учеников правосознания, правовых знаний, когда она вводит ребенка в мир общечеловеческих ценностей.

Постепенно меняются цели и содержание образования, повышается его фундаментальность и гуманитарность, но и остается еще излишняя преданность особо любимой в прошлые времена области - естественно-математической.

И все-таки хочется надеяться, что наши дети не в отдаленном будущем, а теперь будут получать полноценное разностороннее образование: знать окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить.