За двенадцать лет деятельности ассоциации накоплен колоссальный опыт по становлению и развитию государственно-общественной системы управления. Достаточно побывать только на ежегодных конференциях ассоциации, пообщаться с единомышленниками, чтобы понять, что государственно-общественное управление прочно вошло в жизнь многих школ. После участия в работе конференций появляются новые идеи, планы, осознание правильности выбранного пути.

Читая ваши материалы, искренне радовалась их актуальности, однако со многим в опубликованном проекте управляющего совета школы не согласна.

Прежде всего взволновало Положение о составе совета. Главным в школе всегда был и остается ученик. И его пребывание здесь рассматривали не как время подготовки к будущей взрослой жизни, а как полноценную жизнь младшего школьника, подростка, старшеклассника. Учителя, ученики и родители живут в своем школьном государстве со своими органами власти, законами, праздниками и буднями. Сами решают, планируют, организуют свою жизнь. И все это происходит через систему школьных советов. Почему же в опубликованном проекте положения дети лишены права входить в школьный совет, от решений которого во многом зависит их дальнейшая жизнь? Почему кто-то, а не они сами должны принимать решения о жизни в их школе? Есть ведь другие советы: попечительский (в него могут войти и граждане, известные своей культурной, научной, общественной деятельностью, и работодатели) и совет выпускников, поддерживающий тесную связь со своей школой. У каждого из них свои функции. Авторы же основных положений проекта решили создать какой-то гибрид. Позволим себе пофантазировать и представим, что согласно положению мы создали новый управляющий совет. Вы думаете, так легко будет собрать всех представителей на его заседания, а главное - заинтересовать всех стоящими перед школой проблемами, заставить вникнуть в суть педагогических инноваций? Уверяю, что нет. А действующий ныне школьный совет собирается ежемесячно, так как вопросы, обсуждаемые на нем, волнуют всех жителей школьного «государства» и от принятых на нем решений зависит, насколько в школе будет уютно и комфортно. Выбирая свои советы, работая в них, выполняя их решения, которые, конечно, ни в коей мере не противоречат законодательству России, дети выполняют гражданские обязанности, учатся жить в демократическом правовом обществе.

В проекте нарушены демократические процедуры: вместо выборов - назначение. Вызывает несогласие и то, что руководитель общеобразовательного учреждения не может быть избран председателем совета школы. Неужели авторы считают, что среди директоров нет людей, которым доверяют и дети, и учителя, и родители? На последней Международной конференции по государственно-общественному управлению в городе Твери в апреле 2003 года мне пришлось общаться с председателями школьных советов. Один из них был родителем, другой - учителем. И они, делясь своим опытом работы, говорили, что очень трудно возглавлять школьный совет, не являясь администратором, не обладая научными и педагогическими знаниями. По нашему мнению, руководитель совета должен быть знаком со всеми особенностями школьной жизни, быть в гуще происходящих событий. Не случайно родительница, возглавляющая школьный совет, сказала: «Чем я должна заниматься, я так и не знаю, а что знаю, тем заниматься не могу - не хватает профессиональных знаний и полномочий». Да, в каждой школе ситуация разная и руководители разные. Так почему не дать возможность представителям общественности самим решать, кому возглавить этот орган управления?

В проекте строго оговорен количественный состав: не меньше 9 и не больше 21 человека. В нашей школе 20 классов основной и средней школы. И от каждого класса, начиная с пятого, дети входят в состав совета. Предвижу возражения: что может решить ученик 5-6-го класса? Исходя из опыта работы, знаю: учащиеся среднего звена очень часто поднимают актуальные для жизни школы вопросы. Кроме того, имея в составе совета представителей от каждого класса, мы обеспечиваем действенную связь: класс - совет - класс. Заседания школьного совета являются школой демократической и гражданской культуры. И чем больше ребят ее пройдут, тем более активных и сознательных граждан получит наше общество в будущем.

Людмила КАРАНДАШЕВА, директор средней школы №10, Бологое, Тверская область