Этот немаловажный вопрос уже рассматривался на разных образовательных уровнях, а теперь был затронут и на Общественном совете по проблемам учебников, где подвергся жесткой критике. И не без оснований.

Напомним, что в эксперименте по предпрофильному обучению планируется увеличить предметную подготовку и ознакомить школьников с местными образовательными возможностями. На реализацию указанных направлений выделяется три часа в неделю в 9-м классе.

У членов общественного совета по проблемам учебников предложенный подход вызывает большие опасения. Например, многим непонятно, на какие средства современные регионы и муниципалитеты будут создавать учебно-производственные комбинаты и на базе каких ПТУ и профлицеев будет проводиться профориентация. Статистика говорит о том, что в этом году более 90% выпускников российских школ поступили в вузы. Получается, что Россия превращается в страну всеобщего высшего образования. У нас избыток высококвалифицированных кадров, но катастрофический провал на уровне НПО и СПО. Поэтому, если мы хотим всерьез подойти к проблемам профильного и предпрофильного обучения, необходимо сформировать картину рынка труда, ее структуру и прогнозирование.

О судьбах девятиклассников, конечно же, нужно заботиться. При введении профильного обучения, они попадают в ситуацию либо ухода из школы, либо перехода в новую жизнь. Министерство образования предлагает в 9-м классе 100 часов на предпрофильную подготовку. Три часа в неделю - это примерно десятая часть от всей учебной нагрузки. Как стоит распределить это время? Предлагается проводить три вида занятий. Один час отдается на предметные курсы, второй час - на профориентационные, а третий - на информационную работу. Это действительно очень важно. Но есть большие сомнения насчет того, что информационные курсы просуществуют долго. Не ясно, будет ли оцениваться ориентационная работа. К сожалению, этот важный момент Министерством образования не определен.

С точки зрения некоторых членов совета, в документе есть противоречие между тем, что ученику будет преподаваться и как будет проводиться рейтинг для его попадания в тот или иной профиль.

Руководитель группы предметного содержания образовательных стандартов Виктор Фирсов считает, что существенным недостатком предложенного подхода является его ограниченность задачами информации и профориентации и рамками выпускного класса. При этом совершенно игнорируется уникальный отечественный опыт в области формирования и развития интересов, склонностей и способностей детей. Практика советской и российской школы свидетельствует, что максимально продуктивный осознанный выбор профиля образования осуществляется на основе устойчивого интереса к предметам и видам деятельности. Этот интерес формируется в процессе внеклассного чтения, в системной работе различных кружков, клубов и секций. Указанное направление, по мнению большинства членов общественного совета, должно стать центральным в реализации предпрофильной подготовки школьников.

Министерством образования рекомендуется проводить «малый ЕГЭ» для девятиклассников, желающих учиться в профильных классах. По мнению Фирсова, который, кстати сказать, не противник единого государственного экзамена, все недостатки большого ЕГЭ четко проявляются в ЕГЭ малом. «Малый ЕГЭ» - это система, направленная на рейтинговое упорядочение детей по окончании основной школы. Целесообразность его проведения вызывает серьезные сомнения, поскольку ввергает всех девятиклассников в стрессовую ситуацию исключительно по причине потенциального конкурса в элитные учебные заведения.