Что я знаю о нацпроекте?

Образование сегодня рассматривается как важнейший фактор развития государства. Целенаправленная поддержка лидеров - лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, - содействует выявлению и распространению успешных образцов для российского образования.

- Реализация национального проекта «Образование» на территории Самарской области сыграла большую роль в комплексной модернизации российского образования, - отмечает Владимир Карасев, консультант отдела общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Самарской области, координатор нацпроекта «Образование». - Этот проект показал, что педагогические коллективы и учителя стремятся участвовать в экспериментах. Интерес к инновациям проявляют не только профессионалы, но и общественные, коммерческие организации, средства массовой информации.

В области реализация национального проекта в 2006 году прошла с широким привлечением общественности. В конкурсные комиссии по отбору учебных учреждений и лучших педагогов включились представители местных муниципалитетов и попечительских советов, журналисты и члены общественных организаций. Не осталась в стороне и молодежь. В Отрадненском образовательном округе, например, во время реализации нацпроекта «Образование» проходил заочный конкурс журналистских эссе «Что я знаю о приоритетных национальных проектах?», в котором участвовали юные журналисты из Башкортостана, Чувашии, Татарстана, Рыбинска, Калининграда, Сыктывкара, Московской и Самарской областей, из Казахстана. А в ноябре 2006 года в городе Кинель-Черкассы состоялся VII Межрегиональный слет юных журналистов под названием «Глубинка: приоритетные национальные проекты». Главная цель слета - привлечь внимание молодежных средств массовой информации и широких слоев общественности к вопросам реализации приоритетных национальных проектов.

- Во многих общеобразовательных учреждениях появились новые подразделения - экспертные советы, временные творческие или проблемные группы педагогов, - рассказывает Владимир Карасев. - Применяются новые формы работы: мастер-классы лучших педагогов, общественные презентации программ развития и инновационных проектов. Ведется системный мониторинг образовательного и воспитательного процесса.

Школы стремятся к распространению опыта. Это привело к созданию педагогических ассоциаций, работающих в инновационном режиме. Большее внимание стало уделяться исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной деятельности. Формируется новая система взаимоотношений от педагога-исследователя - к ученику-первооткрывателю.

- Раньше учитель выбирал курсы повышения квалификации исходя из личных интересов, не соотнося свое решение с мнением коллег, - отмечает Владимир Карасев. - Теперь участились обращения в областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования с просьбой организовать курсовую подготовку для целевого коллектива по единой теме.

Пока ДК в запустении...

Сегодня школа - это социокультурный центр микрорайона, сельского или городского поселения. Активизировались позиция педагогических коллективов и их влияние на развитие местного сообщества. Учителя и ученики участвуют в социальных проектах. Такие школы стали оказывать населению услуги социального плана - досуговые, культурные, психологические, оздоровительные, коммуникативные.

...Школа №34, одна из лучших школ региона, находится на окраине Самары, в неблагополучном районе - в Зубчаниновке. У этой школы особый статус. Она стала настоящим социокультурным центром для жителей микрорайона. Местный ДК сейчас находится в заброшенном состоянии, поэтому в школе работают многочисленные кружки и спортивные секции, музыкальная школа и разнообразные факультативы. Уже 10 лет работает школьный краеведческий музей. В зубчаниновской школе развивается социально-проектная деятельность по патриотическому и экологическому направлениям. Своими руками ребята создали Стену памяти и Книгу памяти о жителях поселка Зубчаниновка, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Школа специализируется на углубленном изучении истории, обществознания и географии.

- Мы пытаемся воспитывать своих учеников так, чтобы у них появилась активная жизненная позиция, чтобы у них возник интерес ко многим областям человеческого знания, - рассказывает директор школы №34 Лидия Баннова. - Наше учебное заведение старается участвовать во всевозможных мероприятиях, конкурсах. Недавно прошла аттестация, и мы показали стопроцентную успеваемость. Около 200 человек в разные годы занимали призовые места в научно-практических конференциях и олимпиадах. У нас прекрасные результаты по ЕГЭ. Мы набираем детей из микрорайона. Состав жителей разный - цыгане, переселенцы из Средней Азии, с Кавказа. Но у нас есть возможность для внедрения инноваций и проведения экспериментов.

И еще одну тенденцию выявил приоритетный национальный проект «Образование» - повысилась социальная активность всех участников образовательного процесса, прежде всего учащихся и родителей. Сейчас в школах получили развитие все формы управления образовательным учреждением: административные, самоуправление и соуправление, появились попечительские и управляющие советы.

Статфакт

99 молодых жителей губернии получили в 2006 году премии по поддержке талантливой молодежи из федерального бюджета;

25 человек - по 60 тысяч рублей;

74 человека - по 30 тысяч рублей.

155 млн. рублей с начала 2006 года выплачено почти 14 тысячам учителей и воспитателей в качестве вознаграждения за классное руководство.

96 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования поставлено в школы области за счет средств федерального бюджета (19 кабинетов физики и химии, 18 кабинетов биологии, 20 - географии и столько же интерактивных досок).

Областной бюджет

Свыше 50 млн. рублей ушло на развитие технической основы современных информационных образовательных технологий в школах губернии: на приобретение компьютерного и мультимедийного оборудования и оргтехники.

Более 63 млн. рублей было направлено на приобретение 82 школьных автобусов.

33 млн. рублей - на приобретение комплектов оборудования.

50 млн. рублей - на приобретение учебной и учебно-методической литературы.

282 млн. рублей выделено на проведение эксперимента по введению отраслевой системы оплаты труда.

910 млн. рублей предусмотрено на эти цели в 2007 году.