Риски минимальны

- В Самарской области процесс оптимизации образования начался фактически с запуска механизма нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, - рассказывает Сергей Еремин, главный специалист отдела общего и дополнительного образования Министерства образования и науки. - Произошло это в 1998-м. Переход на нормативное подушевое финансирование позволил директорам школ, органам управления образованием начать эффективно использовать имеющиеся ресурсы, искать способы привлечения учащихся. Структурные изменения при снижении численности учеников были неизбежны. Их отсутствие могло повлечь за собой неэффективное использование средств и снижение качества образования. В 2006-2007 учебном году численность учеников в школах губернии сократилась по сравнению с 1997-1998 годом на 31 процент. К 2008 году количество учеников уменьшится еще на 12 процентов.

Реорганизация сети учреждений должна была обеспечить равенство доступа к качественному образованию всем вне зависимости от места проживания.

На селе реорганизация малокомплектных школ - процесс болезненный и трудный. Несколько лет назад, когда все только начиналось, самыми рьяными противниками изменений были педагоги. Учителя боялись, что потеряют работу, проиграют в зарплате. Самарской области удалось до минимума свести всевозможные риски.

Во-первых, здесь максимально сохранили в малочисленных населенных пунктах начальные школы с подразделениями дошкольного образования. За последние пять лет прекратили существование лишь 57 начальных школ-филиалов (5 процентов от общей численности школ). К тому же в 26 из них не было учеников. В остальных начальных школах-филиалах насчитывалось не больше 10 детей в каждой. И родители рады были обучать своих сыновей и дочек в хорошо оснащенной школе. Никаких проблем с подвозом детей не было. Желтые автобусы стали привычным явлением на дорогах губернии.

Во-вторых, в области создали образовательные центры (по-другому - ресурсные центры, базовые, опорные, магнитные школы), оснащенные современным учебным и информационным оборудованием, учебно-методическими пособиями. Образовательные центры стали школой равных возможностей для всех сельских детей.

В-третьих, в отдельных образовательных центрах открыли интернаты для детей.

И в-четвертых, расширили систему школьных автобусов для доставки детей.

Новые возможности

Школа №2 имени Героя России Павла Немцова из села Борского приобрела статус образовательного центра в 2004 году. За два года до этого к ней в качестве филиала присоединилась основная школа села Большое Алдаркино.

Затем в состав образовательного центра вошла еще и Новоборская основная школа. Третий филиал, школа села Ново-Геранькино, появилась в составе образовательного центра совсем недавно.

- Образовательный центр реализует все виды программ дошкольного, начального, основного и среднего образования, - рассказывает директор Светлана Васильева. - У нас два прекрасных компьютерных класса, специально оборудованные кабинеты физики, химии, технологии и биологии. Есть тренажерный зал и медиатека. Добавьте к этому два спортивных зала, теплицу, прекрасную библиотеку, музей, видеосалон и мастерские. Для девятиклассников организованы предпрофильные курсы, их около десяти, на любой вкус. Нравится компьютерная графика и дизайн - занимайся. Есть склонность к журналистике - твори! Об этом многие юные таланты могли только мечтать. Старшеклассники к тому же осваивают специальности водителя категории «В» и швеи.

Еще одна привлекательная особенность центра - интегрированное обучение, которое дает возможность включать в обучение детей с особыми образовательными потребностями, не изолируя их от общества.

Здесь активно внедряются современные воспитательные и образовательные технологии. Возможности компьютерных классов используются по максимуму, уроки по многим предметам проводятся с помощью электронных учебников. Позаботились и о здоровье учеников. В расписании предусмотрен особый «час здоровья».

Каждый год школа участвует в нескольких социальных проектах: «Обелиск», «Родной школе - интересную газету». Летом открывает свои двери туристический лагерь «Подросток».

В школе активно работают детский совет и несколько комитетов: по образованию, культуре, по спорту, труду и пресс-центр.

- Стало интереснее жить всем: и взрослым, и детям, - продолжает рассказ Светлана Васильева. - Наш замечательный творческий коллектив учителей насчитывает 123 человека. Все педагоги могут общаться между собой, делиться опытом. Стали проводиться совместные конференции, семинары, педсоветы... Ребята, которые учатся на местах, посещают теперь уроки информатики, физики, химии в центре, участвуют в районных и областных соревнованиях, фестивалях, конкурсах. Раньше многие из них не могли выехать из своего села в город, чтобы побывать в музеях, в театрах. Теперь эта проблема решена. У нас есть школьные автобусы.

- У нас нет проблем с материальным обеспечением: в школе идет обновление мебели, комплектование классов, - рассказывают с радостью учителя Ново-Геранькинского филиала. (Здесь 36 детей и 13 учителей.) - Мы получили возможность пройти курсы начальной компьютерной грамотности, посетить уроки по обмену опытом, участвовать в работе педагогических советов, семинаров, совещаний.

Каждый год школа выпускает золотых и серебряных медалистов (за 15 лет их уже 38). В 2005 году выпускник борской школы №2 «Образовательного центра» Максим Токмаков стал первым «стобалльником» по русскому языку во всем Юго-Восточном образовательном округе области. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Елена Синельникова, учитель русского языка и литературы, и Людмила Зайцева, учитель начальных классов, борского образовательного центра №2 удостоились президентской награды.

В начале реорганизации педагоги филиала, конечно, опасались, что потеряют в зарплате. Но их опасения оказались напрасны. Помогло введение отраслевой системы оплаты труда. На сегодняшний день средняя заработная плата педагогов базовой школы составляет 13935 рублей, в филиалах - 7567 рублей.

с. Борское

Статфакт

В Самарской области работают 48 образовательных центров в городах и 118 в сельской местности.

Успешной реструктуризации сети сельских ОУ на территории Самарской области помогли областные целевые программы: «Реабилитация», «Малокомплектная сельская школа в Самарской области в 1997-2005 гг.», «Обеспечение транспортными средствами образовательных учреждений Самарской области в 2000-2002 гг.», «Информатизация системы образования Самарской области в 2003-2005 гг.», а также привлечение средств Мирового банка реконструкции и развития, которые были направлены на модернизацию системы образования.