Наше счастье мало чем отличается от мужского

- Татьяна Викторовна, вы автор уникальной методики обучения чтению и письму. Расскажите о ваших азбуках.

- Их две: «Домашняя азбука нового поколения для самых, самых маленьких» - традиционная, на старых добрых классических традициях - и «Лучшая азбука для дома и детского сада». «Мама мыла раму» - это, согласитесь, устарело и надоело. Меняется информационный поток, дети стали совсем другие. Им нужна игровая подача материала. Здесь, в азбуке, есть стихи, которые мама может прочесть ребенку . Вот это, например, где повторяется буква «М»:

Медвежонок плачет: «Ма-ма!

Почему еды так мало?»

Принесите мишке мед,

А не то он не уснет!

Даже обычные тексты я делала с рифмами: «С утра у Кати стирка, руками и мылом носки трут. Ну и стирка - там дырка, три дырки - тут». Мелким шрифтом печатаются тексты для мам. Когда ребенок все более и более знакомится с буквами, появляются кроссворды. Книжка воспринимается как друг. Азбука очень хорошо раскупается, но мы не обращались за грифом «Рекомендовано». Нет времени. Мне важнее опубликовать что-то новое. У нас умные учителя и родители, которые, несмотря на обилие литературы, все же могут выбрать что нужно. Другая книга, «Домашняя азбука нового поколения для самых-самых маленьких», вышла в 1999 году. Сейчас я ее дорабатываю, пишу вступительную сказку. Дети попадают в сказочный мир и понимают, что буквы - это не 33 врага, которые стоят непонятно в каком порядке и их надо запоминать. Изучать их лучше в игровой форме. Поэтому я придумала семь волшебных семеек, например: «П - Н - И - Й», «Т - Г - Б - В - З», «Ё - Е - Ш - Щ - Ц». Ребенок берет карандаш уже в год и хочет рисовать, поэтому не важно, с какой буквы он начнет, главное, чтобы ему было интересно. Изучать буквы можно с самого раннего возраста, с любой из семеек. Как дети похожи на своих родителей, так и в каждой семейке буквы похожи друг на друга по написанию. Этот принцип ребенку понятен.

- Я вижу, как меняются буквы. «Е», лежащая на спине, - это уже «Ш». «Ш» с хвостиком - «Щ»...

- Очень много примеров раннего обучения по моей азбуке, вот один из них: девочка, полтора года, разговаривать еще не умеет, а уже все буквы показывает. Ребенку нетрудно понять, что надо написать черточку и поставить маленькую крышечку, чтобы получилась буква «Т». Потом сдвинулась крышечка в сторону, получилась «Г». У буквы вырос живот - получилось «Б». Такая же буква с головой - «В». В этом году предполагается сделать мультипликационную азбуку по этой методике, детям это очень интересно и забавно.

- К этим азбукам, к этой методике изучения букв подтолкнули вас свои дети?

- Да, в 1990 году у меня родился сын, и, конечно, вскоре пришла пора открывать для него мир. Мне кажется, как была для ребенка книга окном в этот мир, так есть и так будет. Это останется верным, по крайней мере, для раннего возраста, несмотря на то, что сейчас много говорится о том, что дети мало читают... Я пошла в магазин за книгами, и оказалось, что трудно найти для ребенка какие-то современные сказки, стихи. Я стала придумывать сама. Сначала в духе Агнии Барто: традиционные, маленькие, об игрушках, о том, с чем ребенок сталкивается в первую очередь. Сын рос, и я с ним росла. Стихи стали расходиться между знакомыми. Я обращалась к специалистам, пошла по детским садам. Мне хотелось понять, насколько это нужно и насколько я чувствую это родство с детьми, насколько оно им нужно. Теперь почти на все стихи, которые есть в моих книгах, я написала музыку.

- Так вы еще и композитор?

- Я не оканчивала консерваторию. Только музыкальную школу. Но есть такая профессия - мелодист. Я пишу мелодичные, быстро запоминающиеся песни для детей с интригой, сюжетом, неожиданной развязкой... У меня уже более ста песен, сложился богатый репертуар. Жаль, что не так много у нас возможностей представить это обществу: мало детских передач, мало мультфильмов. Но кассеты расходятся хорошо, mp3 формат тоже. Но ты не видишь отклика. Правда, сейчас общество меняется: проводятся конкурсы, возможно, будет федеральный детский канал. Если так, это станет спасением для детской литературы. Это общение и хороший русский язык - возможность для писателей, драматургов, композиторов иметь выход в общество. Что и говорить, телевидение - основное по силе воздействия средство массовой информации, проникает в дом даже раньше, чем книга.

- Сколько у вас книг? И какая самая любимая?

- Более тридцати. Самая любимая - та, которую сейчас пишешь. Но может быть, эта - «Лучшие стихи к праздникам». Она хорошо иллюстрирована. Причем я сюда включила не только официальные праздники. Для ребенка каждый день праздник. Листопад, сосулька, когда он посмотрел на нее особым взглядом, представил какую-то сказку о ней, и конечно, семейные торжества. Есть стихотворения о дедушках, бабушках, папах. Это единение, подготовка к семейному торжеству, когда кто-то с ребенком шепчется, придумывает какое-то стихотворение, театрализованное представление в подарок любимому человеку - все это увеличивает количество любви на планете. И детей делает более счастливыми. Счастливые дети все-таки произрастают из любви, которая в сердцах их родителей.

- Вы еще обратились к «взрослому» творчеству и издали две книги: «Я влюбилась в четверг. ПрЫнцы без сердца», «Я влюбилась в четверг. ПрИнцессы без ума». Сегодня много говорится о так называемой женской прозе. Эти книги можно отнести к ней?

- Наверное, да. Это женская проза, только немножко другая. Есть много литературы, которая просто описывает события. Иногда читаешь, и кажется, будто это бабушки на лавочке разговаривают: кто в кого влюбился. Но мне хотелось показать женщину изнутри. Все мы живем в этом мире воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем. Редко нам удается жить сегодняшним днем. Происходят какие-то события, проходит неделя, и, как говорит моя героиня, ты не выиграл в лотерею, не получил Нобелевскую премию, тебя не избрали депутатом, ты не нашел волшебную палочку, а жизнь идет. Как быть счастливым каждый день? Как построить счастливую семью? В чем оно, женское счастье? Как добиться гармонии с самим собой? Там есть сюжет, лирика, детективные переплетения, но мне было важно показать, что герой переживает внутри. Писатель - это такое существо, которое может на совершенно обычные вещи посмотреть под неожиданным ракурсом. На самом деле жизнь нейтральна, а плюсы и минусы даем ей мы через наши ощущения... Посмотришь однажды в окно в хорошем настроении, покажется, что жизнь прекрасна, а когда через несколько минут происходит неприятное событие, мы видим тот же пейзаж совершенно по-другому.

- В чем же оно, женское счастье, о котором вы упомянули? Был бы милый рядом?

- Мне кажется, женское счастье от мужского не особенно отличается. Как женщине нужно, чтобы ее любили, так и мужчине. Как женщине необходима самореализация, так и мужчине. Как женщине нужен круг близких друзей, так и мужчине. Счастье любого человека, наверное, в том, чтобы жить в гармонии с самим собой. Жизнь можно разделить на несколько больших пластов: любовь, карьера, семья, путешествия и познавание мира... И если не получается что-то одно, не надо чувствовать себя несчастным. Мир великолепен и огромен. Попробуй сыграть другую ноту, попробуй отдать себя, стать солнцем, чтобы тебе в ответ светили. Наверное, в этом счастье. Это очень трудно, но, с другой стороны, нет ничего проще самого трудного.

- А трудно вам было вести передачу «Спокойной ночи, малыши»?

- Передаче скоро будет сорок пять лет. Там удивительная команда! Сначала, отыскав телефон, я позвонила и предложила свои услуги. Мне хотелось писать сценарии, а передача очень нравилась. Писать сценарии для Хрюши со Степашкой - это высшая школа. Сложнее, чем какой-то книжный том. Одна страничка текста для неживых героев-кукол, которых должны оживлять слова, и все должно быть необычно... У меня получилось. У меня была своя рубрика «Волшебная шкатулка», которую я делала от начала до конца. Постепенно стала писать сценарии в стихах. Для ребенка ритм и рифма - это сказка. Затем несколько изменилась политика канала, и сейчас рубрик нет. Надеюсь, что появятся новые детские передачи, которых сейчас у нас, увы, практически нет, где можно реализовать свои идеи.