Надо сказать, что эта награда не просто премия в ряду других именных. Она своеобразное признание того, что жив профсоюз, живы традиции той работы, которые создавал его первый председатель. Именно Яковлев превратил эту общественную организацию в силу, которая заставляла власть имущих изменять решения, принятые во вред образованию, идти на переговоры и принимать те законы, которые улучшат положение школы, детских садов и вузов.

Сегодня, когда произошло перераспределение полномочий и каждый регион сам разрабатывает социальные программы и отраслевые системы оплаты труда, на плечи профсоюзных лидеров легли те же тяготы, что раньше были на плечах председателя ЦК. Все больше возрастает их ответственность, все в большей степени дела в регионе зависят от их позиции, смелости, умения разговаривать с власть предержащими и вести за собой педагогическое сообщество.

Людмила Ивановна Цей, выпускница Краснодарского педагогического института, учитель немецкого и английского языков, заслуженный учитель Кубани и отличник просвещения, возглавляет краевую организацию ровно 22 года. За это время добилась того, что практически все учителя вступили в профсоюз. И когда 150 тысяч человек ставят свои подписи под обращением к президенту, понятно, что не считаться с таким выражением позиции власть не сможет. А краевая, районная власть уже давно поняла, что профсоюз для нее - самый значительный социальный партнер, во всех муниципалитетах заключены территориальные соглашения, а в первичных организациях - коллективные договора, которые, кроме всего прочего, позволяют привлекать внебюджетные средства для оздоровления педагогов.

Анатолий Ильич Морозов 15 лет возглавлял одну из самых больших организаций - Московскую областную, а кроме того, был куратором профсоюзных организаций Центрального федерального округа. К числу побед выпускника Волгоградского педагогического института можно по праву отнести то, что он добился принятия закона Подмосковья «Об образовании», активно участвуя в его подготовке, а также в выработке целенаправленной политики по превращению области в регион-лидер по уровню оплаты труда учителей. А закон «О социальном партнерстве в Московской области», принятый при участии областной профсоюзной организации в 1999 году, стал реальным механизмом по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. В 2005 году Анатолий Ильич оставил свой пост, выдвинув того, кого в течение нескольких лет готовил в преемники. Принятое им решение было, вне сомнения, трудным, но так Морозов понимает работу по омоложению кадров. Теперь он всемерно помогает своему преемнику в качестве советника председателя Московской областной организации.

Леонид Никитич Ивановский, несмотря на большой стаж профсоюзного лидерства - 27 лет, - свой пост оставлять пока не намерен. Этого ему, выпускнику Великолукского пединститута, учителю истории, русского языка и литературы, не позволяют сделать многочисленные первичные профсоюзные организации. В России, пожалуй, Ивановский один из самых крепких и значительных профсоюзных лидеров, понимающих, сколь важна информационная работа для сплочения рядов. Событием в крае стал профсоюзный проект - выпуск журнала «Алтайские диалоги», в котором публикуются материалы научно-практических конференций, «круглых столов», регулярно проводимых крайкомом профсоюза совместно с Алтайским филиалом Академии труда и социальных отношений, Алтайской школой политических исследований, Алтайским конгрессом интеллигенции. Но не только интеллигентные разговоры ведет организация под руководством Ивановского: в 2003-2005 годах более 3200 коллективов образовательных учреждений принимали участие в забастовках, отстаивая свои права. Может быть, поэтому сегодня столь плодотворно складываются отношения с социальными партнерами: в 94% муниципалитетов заключены территориальные соглашения, в 95% образовательных учреждений, имеющих первичные профсоюзные организации, действуют коллективные договоры, сохранены 25-процентные надбавки работникам образования в сельской местности, а молодые учителя в первые три года работы в школе получают повышенные на 1-2 разряда ставки.

Доплат молодым специалистам добилась и профсоюзная организация Республики Татарстан, которую вот уже десять лет возглавляет выпускник Ульяновского пединститута, учитель химии и биологии, заслуженный учитель России Юрий Прохоров. В 2002 году Юрий Петрович стал победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидер общественной организации», и это было справедливым признанием его заслуг. В практике республиканской организации профсоюза - проведение выставок, конференций, социологических исследований, конкурсов на лучшую постановку работы по социальной защите членов профсоюза, на лучшую методическую разработку занятий в профсоюзном кружке, активное взаимодействие со СМИ.

О том, как 40 лет работает председателем Рязанской областной организации профсоюза выпускница РГПУ, учитель русского языка, литературы и истории Зоя Петровна Курочкина, можно написать книгу. Эта книга повествовала бы о том, как непросто было в годы советской власти доказывать, что профсоюз - не только школа коммунизма, но и школа становления гражданской позиции, о том, как в годы перехода к рыночной экономике приходилось яростно бороться за права работников образования и их материальное положение. Зоя Петровна абсолютно бесстрашна в своем диалоге с власть имущими, потому что лично для себя ей ничего не нужно, потому что она защищает интересы тысяч членов профсоюза, которые избрали ее своим лидером. Одной из первых в России Рязанская профсоюзная организация стала отстаивать в судах права сельских педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, успешно добиваясь отмены отдельных положений нормативных правовых актов, принятых властью.

Светлана Пронина пришла в образовательную отрасль, будучи выпускницей Уфимского нефтяного института. Казалось бы, инженер-электромеханик по автоматизации, она могла бы найти себе более высокооплачиваемую работу, но 25 лет Светлана Николаевна возглавляет Башкирскую республиканскую организацию Профсоюза работников народного образования и науки. Возможно, именно непедагогическое образование помогает Прониной четче видеть проблемы отрасли и грамотно строить работу по социальной защите учителей. И, кстати, заботиться о подготовке педагогических кадров - не случайно пленум ЦК одобрил практику работы республиканской организации по взаимодействию с Башкирским государственным педагогическим университетом. При активном участии рескома была принята целевая программа «Педагогические кадры Республики Башкортостан» на 2007-2009 годы, которая помимо прочего предусматривает выделение 15 миллионов рублей на приобретение санаторно-курортных путевок для учителей. С 2000 года при рескоме действует целевой ссудный фонд - касса взаимопомощи, за этот период членам профсоюза выдано 3152 займа на сумму около 34 миллионов рублей. В республике созданы 220 советов молодых учителей и 403 молодежные комиссии в районных, городских, первичных профсоюзных организациях, с 1991 года успешно работает республиканская Лига студенческих профсоюзных организаций, объединяющая около 70 тысяч юношей и девушек, ежегодно проводится молодежный учительский бал.

Юрий Бакштановский и Валерий Конышев, лидеры Иркутской и Свердловской областных организаций, по образованию инженеры-экономисты. Разница в стаже работы председателями у них небольшая - Бакштановский возглавляет свою организацию 15 лет, Конышев - 19 лет, в подходах к отстаиванию прав и интересов педагогов у них много общего. Юрий Александрович много внимания уделяет формированию отраслевой пенсионной системы, созданию страхового фонда на случай чрезвычайных обстоятельств, выделению средств работодателей на обеспечение безопасных условий труда. Валерий Федорович - повышению ставок зарплаты работников образования по сравнению с размером, рекомендованным на федеральном уровне, установлению доплат учителям, успешно прошедшим аттестацию, за квалификационную категорию.

Владимир Давыдов среди девяти награжденных - единственный председатель первичной профсоюзной организации, он возглавляет профком Уральского государственного технического университета. На этом посту выпускник Уральского политехнического института, инженер-металлург находится уже 19 лет. Кандидат технических наук, доцент, автор более 70 научных трудов и изобретений, лауреат Государственной премии, Владимир Никифорович уделяет много времени общественной деятельности. Недаром в 2003 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидер общественной организации». Владимир Давыдов не ограничивается интересами своего вуза и принимает активное участие в разработке ведомственной целевой программы «Повышение социального статуса работников и обучающихся в подведомственных Рособразованию образовательных учреждениях».

Великолепной девятке лауреатов были вручены дипломы и денежные премии. Но главное - медали Владимира Яковлева. Это, пожалуй, самая значительная награда, потому что теперь им придется постоянно соответствовать высокому званию лауреатов премии имени первого председателя отраслевого профсоюза.