На мой взгляд, необходимо менять систему государственной социальной защиты: от политики помощи бедным семьям перейти к политике помощи именно детям. Не оказывать финансовую помощь, а создать возможности для бесплатного посещения детского сада, где дети ежедневно сыты, обучены, находятся под присмотром квалифицированных педагогов. Необходимо менять и политику «развития образования». Переходить от политики «развития сети ДОУ» методом создания элитных, дорогих дошкольных учреждений за счет налогоплательщика к политике обеспечения общедоступности их для каждого ребенка.

Фактов, подтверждающих наличие такой социально несправедливой политики «развития» системы дошкольного образования хотя бы у нас, в Ульяновской области, хоть отбавляй. Несмотря на то что мы постоянно говорим: в области катастрофически не хватает денег даже на самые необходимые нужды, мы продолжаем нерационально использовать бюджетные средства. Так, например, самая главная статья расходов на содержание ДОУ, статья «коммунальные платежи», составляет от 50 до 60% общих затрат. А это значит, что для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо максимально наполнить каждое дошкольное учреждение. На деле же пока существует достаточно распространенная практика закрытия групп в функционирующих детских садах и открытие в них различных театров, изостудий, зимних садов... Возросшие в связи с этим коммунальные затраты оплачивает налогоплательщик, то есть все мы - люди, живущие в Ульяновске. Для примера приведу следующие факты.

Проследим, как факт закрытия одной или нескольких групп в функционирующем ДОУ (для открытия в его помещении различных элитных «служб») влияет на повышение реальной стоимости содержания детей. В принципе это понятно даже без предварительных подсчетов. Если предположить, что стоимость затрат на содержание и обслуживание помещений ДОУ является постоянной величиной, а количество детей в ДОУ изменяемой, то, естественно, каждое уменьшение реального количества детей повысит стоимость, а каждое увеличение этого количества - уменьшит эти расходы. Причем стоимость этих затрат на содержание здания (затраты на отопление, освещение, на оплату канализации, использование воды и так далее) производится независимо от того, насколько заполнено детьми данное дошкольное учреждение.

Подсчет реальной динамики затрат, связанной с изменениями этих показателей, может проводиться по следующей методике. Для удобства подсчета сначала отвлечемся от конкретных сумм затрат на эти нужды, предположим, что затраты на коммунальные услуги ДОУ составляют 1000 рублей ежемесячно на каждого ребенка - при полной наполняемости ДОУ. Теперь рассмотрим, как эта стоимость будет реально меняться, если будут меняться данные о наполняемости ДОУ. Рассмотрим это на конкретном примере. Предположим, мы имеем стандартное ДОУ с пятью группами. В каждой из них должно находиться 20 детей. Это значит, что в этом ДОУ, при полной его заполненности, должно находиться 100 детей. Мы условились отвлечься от реальных затрат и предположить, что затраты на оплату коммунальных услуг, затраты на содержание помещений ДОУ в расчете на одного ребенка составят 1000 рублей в месяц на каждого из детей. В этом случае наши затраты составят в общей сумме 100000 рублей в месяц. Теперь посмотрим, как изменится наш условный показатель затрат на коммунальные услуги в случае закрытия одной из групп и открытия в ней, скажем, изостудии или театра. В этом случае затраты будут делиться уже не на 100 детей, а только на 80.

Итак, 100000 рублей делим на 80 детей, получаем сумму в 1250 рублей. То есть очевидно, что сумма затрат на каждого ребенка на эти цели возросла на 250 рублей на каждого ребенка. Представим эти подсчеты в примерной таблице. Данные рассчитываются по той же методике с изменением данных (из-за закрытия групп) о количестве детей. Мы рассчитываем, что закрытие одной из групп повлечет и сокращение количества детей на 20 человек в каждой из закрытых групп.

Итак, из таблицы мы видим, что факт закрытия групп в функционирующих ДОУ с целью повышения комфортности дается системе образования не бесплатно. За это заплатит налогоплательщик. Если родительская плата в ДОУ будет составлять, как у нас в Ульяновске на сегодняшний день, 220 рублей в месяц, то легко подсчитать, что эти средства, затрачиваемые на каждого ребенка дополнительно (в примере с 10-групповым ДОУ), помогли бы составлять родительскую плату за 90 детей! Теперь вопрос: что больше нужно обществу - появление изостудии в этом ДОУ или социальная защита 90 детей?

Думаю, значительное большинство людей в нашей стране ответят, что второе для нас сегодня важнее первого. Иначе говоря, нужны, повторяю, социальные детские сады. Но каковы пути их создания? Надо пересмотреть программы, спланировать средства на частичное или полное погашение родительской платы в ДОУ за малоимущих. Добиваться в последующем специальной статьи для этого в бюджете города, области.

Далее, социальные сады появятся за счет средств, полученных от повышения родительской платы в ДОУ. Рассмотрим опять пример с Ульяновском. С каждого ребенка согласно решению Городской думы «Об установлении платы, взимаемой с родителей за содержание детей в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях», принятому в июне этого года, родительская плата за каждого ребенка возросла с 220 до 350 рублей. Если ранее суммы, недостающие для полного питания детей, доплачивал бюджет, то теперь такая необходимость доплаты переложена на плечи родителей.

Число детей, посещающих ДОУ, в Ульяновске составляет 18215 человек. То есть реально освободившаяся сумма бюджета может составить 18215 х 130 рублей в месяц = 236795 рублей. Если из этих средств предусмотреть пока создание 260 мест для малоимущих (по 60 мест в Ленинском и Железнодорожном районах, по 100 мест в Заволжском и Засвияжском районах), то из этих сумм потребуется 300 рублей х 260 детей = 78000 рублей. Это решение поможет несколько нейтрализовать принятое решение Городской думы, делающее ДОУ еще более недоступными для еще большего числа населения, хотя они являются такими же налогоплательщиками, финансирующими систему дошкольного образования.

Однако я считаю более справедливым другое решение. Решение, направленное на повышение эффективности использования бюджетных средств в системе ДОУ. Для этого необходимо сделать следующее.

Открыть в одном из ДОУ 2-3 группы за счет ликвидации нерационального использования ресурсов, в частности за счет закрытия, например, изостудии или других элитных помещений. Учитывая, что затраты на коммунальные расходы составляют сейчас от 50 до 60% от суммы общих затрат, реализация этого предложения позволит без дополнительного финансирования со стороны налогоплательщика на 50-60% сократить затраты на организацию социальной группы, так как эти средства уже сейчас оплачиваются налогоплательщиком.

Кроме того, для снижения затрат комплектовать социальную группу из расчета 30 человек. Это, конечно, ухудшает условия детям, но речь идет о детях, которые сейчас вообще не имеют возможности посещать ДОУ, сидят полуголодные дома.

Лариса ФАЛЮШИНА, кандидат педагогических наук, Ульяновск

Идея создания специального садика для детей из малообеспеченных семей нам понравилась. Поддерживают ее и в Министерстве образования.

В управлении образования Ульяновской области создана рабочая группа, которая подробно изучает экономическую составляющую этой проблемы и собирает данные о количестве детей, нуждающихся в подобных садиках (правда, пока только по одному Ульяновску).

Мы решили внимательно следить за тем, как будет создаваться садик для бедных, какие возникнут в связи с этим проблемы. Читатели узнают все подробности.

А пока напишите нам, нравится ли вам сама идея. И почему. Ждем откликов!