Для чего учить

Людмила Леонидовна ставит четкие цели обучения информатике в 5-7-х классах:

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование у детей готовности к использованию средств ИКТ в учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

- усиление культурологической составляющей школьного образования;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Главной из них она считает первую. Людмила Босова убеждена: учителя должны сполна пользоваться золотым временем. Пятиклассники, шестиклассники еще хотят учиться, еще слушают педагогов с интересом. К сожалению, преподаватели чаще всего стремятся дать школьникам целую лавину специальных знаний, вместо того чтобы научить обобщать, классифицировать, логически мыслить. Ребенку, который умеет сам искать знания, несложно изучить и Excel, и Power Point, и другое программное обеспечение.

Что понимает Людмила Босова под общеучебными умениями и навыками? Она предлагает структуру из четырех блоков:

учебно-организационные,

учебно-информационные,

учебно-интеллектуальные,

учебно-коммуникативные.

Расшифровывая их содержание, Людмила Леонидовна особое внимание обращает на учебно-интеллектуальный блок - это «умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное, а также умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи», на учебно-коммуникативный блок - «умение работать в коллективе; умение выступать перед аудиторией; умение представлять доклад (выступление) с помощью средств ИКТ; умение применять коммуникационные технологии». Самое замечательное, что все эти умения и навыки пригодятся ребятам на любом другом предмете да и просто в жизни.

Как учить

Следующий краеугольный камень - принципы преподавания информатики в 5-7-х классах. Основополагающий - цельность и непрерывность. «Курс школьной информатики, - настаивает Людмила Босова, - должен быть непрерывным. Если мы сделаем модуль информатики в 3-4-х классах за счет предмета «Технология», а потом вернемся к информатике только в 8-9-х классах, то ничего не получится. Идеальная модель: в начальной школе мы закладываем основы понимания предмета, затем дети пользуются полученными навыками в средней школе и в старших классах выходят на концептуальный, мировоззренческий уровень».

Другие принципы преподавания:

- научность в сочетании с доступностью;

- практико-ориентированность и межпредметность;

- концентричность в структуризации материала;

- принцип развивающего обучения.

Принципы становятся понятнее, если объяснить их на конкретных примерах. В каждом учебнике, созданном Людмилой Босовой, есть компьютерный практикум. Это очень полезная вещь. А возник он после того, как Людмила Леонидовна столкнулась с проблемой в своей сельской школе: «Как бы я замечательно детям ни объясняла теорию, что бы ни говорила, если они знают, что предполагается работа на компьютере, они рвутся туда. Сели. А что делать? Каждый тянет руку и по сто раз переспрашивает. И вот я создала компьютерный практикум. Это система разноуровневых заданий. Первое задание написано очень подробно, даже скучно. Во втором задании информация уже свернута. Если не понимаешь, что делать, вернись к первому заданию, еще раз внимательно прочитай. Третье задание - просто общая постановка задачи, без разъяснений. Если не понял, поднимись на второй уровень или, в случае необходимости, вернись на первый. Такие челночные движения приучают детей трудиться самостоятельно».

Чему учить

И наконец, несколько слов о содержании обучения. Несомненное достоинство курса Людмилы Босовой в том, что автор сделала его, опираясь на то, что дети получают на уроках информатики в начальной школе, постаралась учесть возникающие «дефициты» знания и вывести учеников на то, что будет в базовом курсе в старшей школе.

Знаниевый компонент состоит из четырех частей:

- информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель;

- компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс;

- текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ;

- информационная деятельность человека, информационная этика.

Деятельностный компонент - это создание информационных объектов и моделей:

- текстов

- списков

- таблиц

- диаграмм

- рисунков

- схем

- графов

- деревьев

- движущихся изображений

- алгоритмов.

«Изюминка» УМК - комплект плакатов, отражающих все основные положения курса, можно сказать, его философию. Например, плакат «Как мы воспринимаем информацию» (см. рисунок) демонстрирует подходы Людмилы Босовой к обучению детей: «Я даю зрительные иллюзии. Идея такая: глаза - основной орган, с помощью которого мы получаем большую часть информации. Но сомневайся, не врут ли тебе твои глаза! И мои сельские дети начинают искать логические задачки в журналах, которые читают их родители. Мне очень приятно, когда не самый благополучный ребенок несет эти картинки и показывает одноклассникам. Он понял, что из этого источника можно получить какую-то информацию». Кажется, небольшой результат. Но очень важный!