- Мы хотели связать ситуацию с детским чтением с отношениями в семье, - сказал научный сотрудник центра Борис Дубин. - Важно отметить, что девочки читают существенно больше мальчиков. Это неново, и почему так складывается - отдельный большой разговор. Между пятым и шестым классами происходит резкий перелом в отношении детей к чтению. Все, что они успели полюбить, а также их читательские привычки подвергаются переосмыслению. У ребенка начинают осложняться отношения с родителями, учителями, сильно меняются отношения со сверстниками. Следующий перелом проходит между 8, 9-м и выпускными классами. В качестве гипотезы можно предположить, что дело не только в ребенке, что-то происходит и в школе, и в семье, и в библиотеке, эти институты слабо справляются с ситуацией на переломных этапах. Надо отметить, что семьи, в которых больше читают, наиболее благополучны.

В ходе опросов социологи отметили резкий разрыв между несколькими крупными городами и остальной страной в плане покупки книг, состояния библиотек, чтения. Отчасти это связано с установками крупных издательств, для которых распространение книг в малых городах, где нет быстрого обращения денег, нерентабельно. Заметен сильный дефицит литературы для подростков о мире современных старшеклассников.

Хочется надеяться, что данные, полученные центром, помогут совершенствовать межведомственную культурную политику в области книгоиздания, приобщения детей к чтению, сформировать научно обоснованные и социально ориентированные меры поддержки детского книгоиздания.