Итак, муниципальная образовательная школа №95 Краснооктябрьского района

г. Волгограда представляет творчество своих воспитанников. Об этом общеобразовательном учреждении не раз писали периодические издания. К примеру, в публикациях «Патриота Отечества» за номером 5 от 2006 года, «Военного образования» от 4 мая 2006 года, «Проспекта металлурга» от 20 декабря 2006 года, «Волгоградской газеты» от 21 ноября 2006 года и многих других.

И это отнюдь не случайность, ибо Программа воспитания, с которой работают педагоги школы №95, является достаточно убедительным примером для тех, кто сегодня только приступает к разработке патриотической проблематики.

Следует отметить, что в плане патриотического воспитания за 2006 год, который любезно предоставили руководители школы №95 города Волгограда, отмечены ссылки на Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, Декларацию о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты. Также работа руководителей патриотического воспитания волгоградской школы №95 основывается на Программе развития воспитания в системе образования Волгограда, Городской программе духовно-нравственного воспитания на 2005-2008 годы и прочих документах, включая и «Программу воспитания МОУ СОШ №95».

Профессиональный подход волгоградских педагогов сразу же настраивает на то, что в городе на великой русской реке к делу подходят скрупулезно. Но, зная волжан, понимаешь, что и тут они работают с огоньком.

Между прочим, отмечены преподаватели школы №95, взявшие на себя еще и заботу о патриотическом воспитании (как не вспомнить тяжкие 1990-е годы, когда сама задача по воспитанию школьника как педагогическая задача отрицалась «новаторами-реформаторами»!) не раз. Можно вспомнить, к примеру, и Диплом лауреата Волгоградского форума Комитета по образованию Волгоградской области, и благодарственное письмо этого же комитета областной администрации, как и благодарственное письмо Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ, и многие другие свидетельства отличия и заслуг.

Правда, следует признать, что все-таки не на должном уровне отмечается патриотическая работа наших педагогов. Понятно, что грамоты и благодарственные письма - это хорошо. Но вот реальная поддержка - совсем другое. А ведь по большей части эта деятельность ведется нашими энтузиастами-педагогами на самых что ни на есть общественных началах, то есть за счет исключительно собственных сил и времени. Недаром когда-то Бисмарк сказал, что победу над Францией в 1870 году, которая и обеспечила государственное объединение его родины, даровал немцам... школьный учитель. Да, именно так «железный канцлер» оценил работу по патриотическому воспитанию в школе учителя. И если школа не даст настоящих патриотов, то государство не может рассчитывать на счастливое будущее.

Обратимся к мероприятиям школы №95 города Волгограда за 2006 год. Тут и линейка, и возложение цветов в Парке им. Гагарина в честь дня Российской гвардии, и экскурсии в Гусевский монастырь и природные памятники города Камышина, к мемориалу «Солдатское поле», в музей «Казачий курень», в Ольховский монастырь. А затем - праздники «Посвящение в прокадеты», «310 лет Российскому флоту». После - «День допризывника». Праздник «Как невесту Родину мы любим». «День Славы Русского оружия», в программе которого и классный час, и выпуск газеты «Города-герои - Москва», конкурс рисунков по материалам классного часа и устный журнал «Московская битва».

Участвует школа №95 и в проведении присяги кадетов, в викторине, посвященной маршалу Г.К. Жукову, смотре-конкурсе «Строя и песни». И все это - менее, чем за полгода, при том, что и проводятся педагогическим коллективом и учащимися еще и многие другие многочисленные мероприятия!

Огромные планы у волгоградцев и на 2007 год, хотя об этом рассказать в кратком изложении вряд ли возможно. Впрочем, такие достойные уважения дела, как викторина «Ты живешь на земле Сталинградской» или соревнования по стрельбе «Снайпер», посвященные памяти героя Сталинградской битвы В. Зайцеву, вряд ли могут быть не упомянуты. Как и такое мероприятие школьников и педагогов школы, как посещение Волгоградского гарнизонного госпиталя с праздничным концертом к празднику 23 февраля.

Особенно важен профессиональный подход к проблеме патриотического воспитания педагогов волгоградской школы №95. Они, к примеру, в своем плане работы «Программа воспитания» на 2005 год выделили следующие направления работы, требующие особого внимания:

«В последние годы работы МОУ СОШ №95 в современном обществе обострились следующие проблемы:

- активное и широкомасштабное наступление чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов;

- использование методов информационно-психологического воздействия;

- фальсификация отечественной истории;

- разрушение истоков вековой культуры;

- ухудшение экологии, социально-экономических условий многих семей;

- распространение наркомании, алкоголизма, проблема разрешения противоречий между духовными ценностями и ценностями, определяемыми сегодня требованиями свободного рынка.

Волгоградские педагоги нашли свое решение:

«Дети, поступающие в школу №95, заинтересованы в получении кадетского образования. Наша школа представляет собой модель военизированного (но не военного) образовательного учреждения, имеющего ряд особенностей, позволяющих реализовать кадетский компонент через программы дополнительного образования:

- военно-патриотический;

- физкультурно-спортивный:

- научно-технический;

- социально-педагогический;

- художественно-эстетический;

- естественно-научной направленности.

Особенности организации жизнедеятельности в школе направлены на воспитание мужчины-патриота, мужчины-гражданина, мужчины-рыцаря. Но прежде всего - мужчины. Издревле известно, что становление мужественности как основы мужского характера, происходит только в процессе преодоления трудностей. Раскрепощение мужеских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д. Можно утверждать, что жизнь в нашей школе - это своего рода игра в военных. Но ведь именно игровая деятельность является неотъемлемой частью детства».

Какую же цель ставят перед собой волгоградские педагоги?

Сформировать интеллектуально, духовно, физически -развитую личность на основе лучших традиций Русской Армии, Вооруженных Сил и прикладных физических искусств. Подготовить обучающихся к успешной социальной адаптации в современном обществе. Заложить основы подготовки служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

При этом отмечается, что «с сентября 2001 года в школе были открыты классы с дополнительными программами военно-патриотической направленности (основание - постановление Администрации Краснооктябрьского района Волгограда №2234-П 27.08.01). На сегодняшний день в школе функционируют 16 таких классов, 9 из которых обучаются в начальной школе, а 7 - в основной. Первые результаты обучения в этих классах будут видны в 2006-2007 учебном. году. Первые выпускники, получившие аттестаты о среднем полном образовании, из этих классов выйдут в 2007 году».

Сообщается, что для педагогического коллектива является важным залогом успеха в работе:

«Система средств воспитания включает:

- деятельность педагогического коллектива, использующего воспитательный потенциал учебных и внеурочных занятий;

- деятельность ученического коллектива, организованную на основе принципов гражданственности, патриотизма и самоуправления;

- семейное воспитание;

- воспитывающие возможности дополнительного образования (кружки и факультативы);

- психологическую службу.

При этом работа по патриотическому воспитанию в волгоградской школе №95 четко расписана, распланирована еженедельно, помесячно, поквартально и по полугодиям.

Педагоги этой школы в полном смысле создали работающую круглый год систему патриотического воспитания, которая эффективно, плодотворно функционирует в течение учебного года и позволяет преподавателям эффективно реализовывать свой план патриотической работы.

Между тем все сложности этой деятельности учитываются профессионалами. Это касается тех направлений работы с подрастающим поколением, которые включают, в частности, борьбу с курением, токсикоманией, наркоманией. Педагоги, как это было и всегда, находятся на острие борьбы за будущее нашей молодежи.

Понятно, что волгоградские педагоги ищут и возможности взаимодействия с семьями своих воспитанников, хотя в последние годы это делать становится все сложнее и сложнее.

Однако вряд ли трудности остановят преподавателей школы №95 города Волгограда (Сталинграда), как и их воспитанников. Имея огромный опыт и обширные, тщательно проработанные планы работы, вряд ли они откажутся от привычки быть в ряду первых, в ряду победителей на патриотических конкурсах и смотрах. Хотя, разумеется, не ради этого учителя отрывают свое время от собственных семей, не жалеют здоровья и сил ради патриотического воспитания все новых и новых поколений своих школяров. Но и их ученики не отстают, стараясь приложить все свои усилия для того, чтобы быть первыми.

Понятно, что учащимся волгоградской школы №95 не впервой быть победителями, а потому они стараются вновь стать лидерами вовсе не для того, чтобы в очередной раз стать обладателями диплома лауреатов. Вовсе нет. Старания педагогов и учащихся школы №95 города Волгограда связаны с их искренним стремлением добиться лучшего результата в том, что они сами считают важным делом в своей жизни.

При этом стоит привести эпиграф к посланию волгоградцев: «На пост заступить готовы!»

Эти слова удивительно точно выражают жизненную позицию учителей и учеников этой школы - школы, которая воспитывает настоящих граждан нашего Отечества.

Но стоит ли удивляться тому, что в городе, где стоит Дом Павлова, юные россияне, воспитываемые не просто педагогами-профессионалами, но педагогами-патриотами, не испытывают сомнений в том, что есть подлинный подвиг во имя России и как молодой патриот может помочь своей Родине.

Именно этому у волгоградцев и должны учиться другие. Земля, так обильно политая кровью наших защитников, наверное, сама, своим теплом помогает будить в юных душах самые возвышенные и благородные чувства.