В слушаниях приняли участие председатели двух комитетов верхней палаты парламента - по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, по обороне и безопасности - Виктор Озеров, другие сенаторы, помощник председателя СФ генерал-полковник Валерий Манилов, член Общественной палаты РФ Мария Большакова, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алина Левитская, начальник 5 управления (военного образования) - заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант Олег Смирнов, директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы генерал-полковник Расим Акчурин, представители кадетских образовательных учреждений и общественных организаций.

Виктор Шудегов зачитал приветствие Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который по инициативе ряда кадетских общественных организаций и образовательных учреждений, одобренной Президентом РФ, принял на себя обязанности шефа-попечителя кадетских корпусов России.

Тон обсуждения мог вызвать надежду на то, что будут сняты преграды на пути развития кадетского образования, если бы не удручающее обстоятельство. Подобные речи на Олимпе федеральной власти звучат долгие годы.

Закон игнорирует

Возрождение кадетства в нашей стране началось полтора десятка лет назад (в первой половине 1990-х гг.) по инициативе «снизу» - гражданского общества, энтузиастов патриотического воспитания. Но законодательные «верхи» в Законе «Об образовании» его не отразили. С трибуны слушаний член Комитета СФ по обороне и безопасности Алексей Шишков напомнил, что федеральная власть узаконила кадетское образование лишь «вдогонку», спустя 5 лет. Причем не законодательно, а лишь решением исполнительной власти, утвердив постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. Типовое положение о кадетских школах (кадетских школах-интернатах). Им и ограничилась.

По этому поводу председатель Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, выступая на парламентских слушаниях, заметил: «Так уж исторически сложилось, что кадетское образование создавалось при участии государства и для задач государства. Но, к сожалению, сейчас оно не получает достаточной государственной поддержки. По заявлениям участников рабочих встреч, в России нет даже единых обобщенных данных о кадетских образовательных учреждениях, а само кадетское образование регулируется на федеральном уровне только Типовым положением о кадетских школах (кадетских школах-интернатах)... Закон «Об образовании» в настоящий момент игнорирует эту ветвь образования. Становится ясно, что при таком уровне законодательного регулирования это направление в образовании не сможет получить какого-либо серьезного развития».

Виктор Шудегов констатировал, что до сих пор не определены статус кадетских классов, общероссийские образовательные стандарты программ, реализуемых в кадетских учреждениях, роль федерального центра в развитии кадетского образования. Нет системы учета кадетских школ и государственного контроля над их функционированием. Не решены проблемы финансирования кадетских образовательных учреждений, подготовки и переподготовки их работников, отсутствует концепция кадетского образования в России.

Перечень подобных пробелов в законодательстве дополнили другие участники парламентских слушаний. Они приводили примеры инициатив, нацеленных на нормативно-правовое решение кадетских проблем, которые были «похоронены».

Федеральные власти не желают

Представитель Всевеликого Войска Донского, первый заместитель Войскового атамана по Ростовской области казачий полковник Игорь Казарезов рассказал о том, что областной департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений подготовил проект федеральной целевой программы «Кадеты России». Цель - формирование единой государственной политики в области кадетского образования, обеспечение условий его для функционирования и эффективного развития, совершенствования научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения. А толку?

Казачий полковник внес ясность: «Для решения этого вопроса мы неоднократно обращались в федеральные органы власти, к депутатам Государственной Думы. Такие обращения были направлены Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, министру экономического развития и торговли Г.О. Грефу, руководителю Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ Г.А. Балыхину, депутатам Госдумы от Ростовской области.

На все обращения получены ответы, предлагающие решать проблему кадетского образования на уровне субъектов Российской Федерации, то есть еще раз подтверждается нежелание федеральных органов участвовать в решении вопросов развития и подготовки будущего России.

Кроме того, еще в 2004 году полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.А. Яковлев направлял обращение по этому вопросу Президенту России

В.В. Путину. Президент РФ дал поручение Г.О. Грефу, А.Л. Кудрину, А.А. Фурсенко, Г. П. Трошеву рассмотреть программу «Кадеты России» на заседании Правительства РФ для включения ее в государственное бюджетное финансирование на 2005 год. Ну и что? Федеральной программы нет до сих пор!»

Какова цена вопроса?

Проект программы на 2005 - 2007 гг., розданный участникам слушаний, предполагает на 3 года 300 млн. затрат из федерального бюджета. Сравните: Донской край, как сообщил Казарезов, из своего областного бюджета на те же 3 года только на содержание казачьих кадетских корпусов предусмотрел 367,8 млн. рублей. Неужели расходы, которые осилил отдельно взятый регион, не нужны, излишни или непосильны для федерального центра?..

Игорь Казарезов и другие выступающие обратили внимание на предложения, обсуждаемые не первый год. Вот лишь некоторые из них. Поддержать инициативу депутатов Законодательного собрания Ростовской области по поводу изменения Закона РФ «Об образовании». Предложить Правительству РФ рассмотреть возможность разработки и принятия федеральной программы «Кадеты России», ее включения в приоритетный национальный проект «Образование», а также софинансирования кадетских образовательных учреждений по принципу: 50 процентов из федерального бюджета и столько же - из бюджетов субъектов Федерации. Создать орган управления кадетским образованием в системе Минобрнауки РФ.

Критическим и конструктивным было выступление председателя региональной благотворительной организации «Московское суворовско-нахимовское содружество» генерал-майора Александра Владимирова. Он упомянул о направленных Президенту России предложениях, которые нацелены на совершенствование системы кадетского образования, создание нового национального проекта подготовки национальной элиты России, и предложил выразить им поддержку в рекомендациях парламентских слушаний. Собравшиеся откликнулись на выступление Владимирова аплодисментами. Но не ожидает ли его предложения горькая участь ростовского проекта федеральной программы «Кадеты России»? И не только его.

Член Комитета СФ по обороне и безопасности Алексей Шишков с трибуны слушаний заявил об острой необходимости формирования государственной политики развития кадетского образования. Он обратил внимание на безразличие и бездействие чиновников различных госструктур, которые не хотят видеть потребности кадетства, игнорируют мнения депутатов Госдумы и общественности, высказанные на различных форумах, в том числе и в парламенте. Как ни парадоксально, но региональные законодательные инициативы, касающиеся кадетства, не находят поддержки в Госдуме. Парламентарий бил тревогу по этому поводу и ранее. В одном из газетных интервью он заявил, что как минимум три попытки ввести в законодательство понятие «компонент кадетского образования» были «благополучно провалены Госдумой».

Кстати, на трибуне «кадетских» слушаний в верхней палате парламента увидеть думцев не довелось. А жаль. Ведь Совету Федерации Конституцией РФ дано право лишь одобрять или отклонять законы России, а рождаются они именно в Госдуме. Без нее законодательные проблемы кадетского образования не решить.

Еще один парадокс, по мнению Алексея Шишкова, заключается в том, что, несмотря на поддержку кадетства на высшем государственном уровне, о нем нет ни слова ни в приоритетном национальном проекте «Образование», ни в программе реформирования системы военного образования до 2010 г. Сенатор убедительно изложил параметры нормативно-правового регулирования, в которых нуждается кадетская система подготовки подрастающего поколения к государственной и военной службе. Эти проблемы Алексей Шишков и многие другие тоже обнародуют не впервые и в парламенте, и в прессе. Но они до сих пор не решены. К примеру, депутат Госдумы Николай Безбородов ставил вопрос о предложенном еще в 2002 г. проекте закона «О подготовке несовершеннолетних граждан Российской Федерации в кадетских общеобразовательных учреждениях». Но до рассмотрения он так и «не дожил».

«Бюджетный цейтнот»

За принятие «кадетского» закона, госстандарта кадетского образования и программы его развития ратовали многие участники парламентских слушаний. По этому поводу председатель Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, подводя итог обсуждению, заметил, что проблемы кадетского, как и других ветвей образования, целесообразно решать не обособленными законодательными актами, а в рамках форсированной разработки единого образовательного кодекса. Но эта работа требует времени. И вероятно, немалого.

А между тем член Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Зинаида Драгункина обратила внимание на то, что в парламенте обсуждались параметры бюджетного закона на период до 2010 г. Если до его принятия кадетское образование не получит законодательного обеспечения, его нужды окажутся вне федерального бюджета. В результате решения, не обеспеченные финансами, останутся лишь благими пожеланиями. «Надо сейчас поспевать, потому что самый болезненный вопрос - это финансирование», - с тревогой говорила Зинаида Драгункина. Она предложила вновь собрать законодателей и практиков для обсуждения конкретных законодательных нововведений, высказалась за формирование федеральной программы, может быть, даже государственной стратегии кадетского движения, без которых невозможно его развитие и полноценное финансирование.

Признаться, автор этих строк, как, наверное, немало других свидетелей обсуждения, не услышал в тот день ничего принципиально нового. По-прежнему неясно: как долго кадетам России ждать полноценного законодательного признания и эффективной государственной поддержки? Сумеют ли парламентарии преодолеть «бюджетный цейтнот» и прочие препоны на пути развития кадетского образования или же продолжат бесконечную череду обсуждений?..