Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- На самом деле речь идет о том, что введение единого государственного экзамена, как сказал Президент РФ на съезде ректоров в декабре прошлого года, - это шаг в правильном направлении, но не решение всех проблем. Поэтому мы хотим дополнить систему ЕГЭ системой отбора талантливой, способной молодежи. К примеру, ребенок увлекается химией, но другие предметы, даже русский язык, он хорошо по ЕГЭ не сдаст. Нам же важно такого химика не потерять. Сейчас мы имеем очень узкую систему, когда в вузы без экзаменов принимаются победители только всероссийских олимпиад. Это 25-30 человек (по одному предмету) на всю страну, что очень немного.

Поэтому в настоящее время Министерством образования Российской Федерации подготовлена новая редакция Положения о Всероссийской олимпиаде школьников. Необходимость в этом была обусловлена тем, что в ходе модернизации образования реализуются задачи по совершенствованию системы образования, введению профильного обучения, единого государственного экзамена. В этих условиях потребовалось уточнить задачи Всероссийской олимпиады школьников, более точно регламентировать деятельность Минобразования России, органов управления образованием субъектов РФ, советов ректоров вузов, Центрального оргкомитета олимпиады, методических комиссий по предметам и жюри, дополнить перечень предметов, по которым проводится олимпиада...

К Положению добавлено, что победители региональных олимпиад будут зачисляться в вузы данного субъекта РФ без экзаменов. Вузы других регионов также могут принять этих ребят без экзаменов. Тем самым фактически мы в 89 раз расширяем число тех, кто может быть принят в вузы, помимо ЕГЭ, без экзаменов.

Параллельно будет вводиться и система всероссийских конкурсов. Дело в том, что некоторые ребята не могут сдать ЕГЭ и не победят на олимпиадах, потому как плохо знают теорию. Но один из них по склонностям - будущий педагог, другой - явно медик, третий - инженер или агроном. Поэтому нужно организовать конкурсы, аналог которым уже есть - программа «Шаг в будущее», осуществляемая на базе МГТУ им Баумана.

Победителей этих конкурсов, проводимых в субъектах РФ департаментами образования и советами ректоров, мы будем принимать в вузы не без экзаменов как победителей олимпиад, а вне конкурса, так как определенный уровень знаний они все-таки должны показать.

Тем самым мы существенно дополняем систему ЕГЭ поиском способной, одаренной молодежи в масштабе всей нашей страны и значительно расширяем доступ талантливых ребят в высшие учебные заведения даже по сравнению с существующей сегодня системой.