Но очевидно одно - гражданское общество может успешно функционировать при условии, если есть граждане, осознающие свое достоинство, знающие свои права и обязанности, готовые взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг.

Поэтому не случайно в документах Министерства образования в качестве стержневой определена задача становления гражданского образования. «Главной целью гражданского образования, - говорится в письме Министерства образования РФ, - является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе».

В Тверской области немало делается для решения этой задачи. Накоплен интересный опыт. С 1995 года в рамках регионального компонента с 5-го по 9-й класс преподается предмет «Граждановедение», разработанный авторским коллективом под руководством Я.Соколова. Ребята любят эти уроки, а учителя творчески разрабатывают методику их проведения.

В городе Бежецке несколько лет подряд в школе №3 с музыкальным уклоном граждановедение преподает учитель высшей категории Галина Дмитриевна Свиридова. Ее занятия всегда эмоциональны, насыщены разнообразными приемами, оставляют глубокий положительный отзвук в душе и сердце ребенка.

«За год я узнала много нового, - пишет ученица 5-го класса Катя Морозова. - Я изучила тему «Гражданин и обыватель», узнала, что курение, пьянство и наркомания к добру не приведут. Зависть и жадность - это качества, которые есть у каждого человека, но их необходимо изменить. Я выучила наизусть Гимн России. Граждановедение - интересный и познавательный урок».

«Сегодняшняя жизнь, пожалуй, наиболее знакомая нам тема, - пишет другая ученица. - На уроках граждановедения я нахожу поддержку своих одноклассников, учителя. Мне ближе тема «Семья». Она мне запомнилась тем, что там есть одна картинка, на которой первобытный ребенок говорит своей маме: «Почему у нас все общее, а ты только моя мама?» «А интересно, кто же тебе подарил жизнь? Кто тебя любит больше всех? Кто кормит, одевает, развлекает тебя? Конечно, это мама. Единственная, любимая мама. Она любит тебя больше всех. А разве мама может быть еще чья-то, кроме братьев и сестер?». Это больше всего мне запомнилось».

Ученица 7-го класса Екатерина Ярославцева в своем сочинении отмечает: «В курсе граждановедения за 7-й класс мне понравились все темы. Но больше всего нравится высказывать свое мнение и то, что мне никто не говорит, что я не могу так думать».

Вопросы, которые изучают дети, касаются их повседневной жизни: правовые, культурные, социально-экономические и политические основы жизни общества. Они впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина. Все занятия проходят так, что на них всегда интересно и поучительно. На уроках Галина Дмитриевна использует учебные и методические пособия Я.Соколова. Замечательным советчиком является приложение к «Учительской газете» «Граждановедение». Используются активные и интерактивные технологии. Каждый урок - это творческая лаборатория по применению известных и испытанию новых методических приемов.

На первом занятии пятиклассники составляют «Декларацию путешественника в страну Граждановедение. В ней содержатся общие сведения о путешественнике и цели путешествия. Маша Владимирова записала: «Я хочу больше узнать об обществе и о человеке». Таня Виноградова целью путешествия определила получение знаний о своей стране. Время путешествия сначала до 8-го класса, затем до 11-го и дальше до конца своих дней. Все свои выводы, знания, полученные на занятиях, дети фиксируют в рабочих тетрадях, в рабочих листах.

При изучении темы «Что такое нация?» в вопросе о правилах межнационального общения ребята усвоили следующие положения: уважай национальные чувства других людей, узнавай о других нациях как можно больше, будь уважительным, терпимым, отзывчивым, проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.

Довольно часто Галина Дмитриевна поручает ученикам социологические опросы. Восьмиклассница Таня Потехина проводила опрос на тему «Права и обязанности». Сначала она спросила маму: «Мама, скажи, пожалуйста, какие у тебя права и обязанности?» - «Практически я имею право на все, кроме того, что запрещено законом. А обязанности - это вырастить и дать полноценное образование детям. Хорошо работать. А что ты думаешь о своих обязанностях?» «Я должна учиться, закончить школу, университет, вырастить своих детей», - ответила Таня на мамин вопрос.

После разговора с мамой я отправилась на улицу и спросила совершенно незнакомых мне людей: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, что входит в ваши обязанности и какие у вас права. Только прошу вас представиться».

«Здравствуйте, мое имя Сергей Петрович. Я частный предприниматель. Мои обязанности - ввозить в город хороший товар, чтобы он был полезен. А прав у меня много. Вот только граница у них есть. Закон - граница, грань всех прав. В мои обязанности входит уплата налогов с заработка».

Другая тема опроса: «В какой стране вы хотели бы жить? Почему?» Ответы были следующие:

«Я хотела бы жить в России, так как я здесь родилась».

«Только в России. Я - патриот своей Родины и верю в нее».

«В России точно. Мне нравятся наши традиции».

«Я бы хотела жить на Западе, а точнее, в Швейцарии. И экология там лучше, и государство больше заботится о людях, и медицинская помощь лучше, и по многим другим причинам».

Большинство детей, как показал опрос, любят и гордятся своей Родиной. Но есть и такие ребята, которые по ряду причин хотят жить в европейских государствах.

Широкий простор для творчества открывается перед учениками, когда они дома или на уроках пишут сочинения. Сколько ярких, запоминающихся фактов описали ребята в сочинении на тему «Доброта сильнее зла».

На занятиях по граждановедению подростки очень много рисуют. В 6-м классе при изучении параграфа «Здоровье человека» правила здорового образа жизни были изображены рисунками: спорт - теннисная ракетка и волейбольный мяч; здоровая пища - тарелка с яблоками, помидорами, морковью; здоровье - ребенок, делающий физические упражнения, чистый воздух; красивая природа - лужайка, цветы, кустики; отдых - водоем с плавающей рыбкой. И особенно ярко все отразили вредные привычки: бутылка с надписью «Водка», медицинский шприц, пронизывающий сердце, горящая сигарета.

На занятиях учащиеся составляют учебные карточки. По теме «Преступление» ученики определяли состав преступлений, назвали вид наказания.

Карточка №1. Ночью группа несовершеннолетних подростков раскрасила цветными баллончиками автомобиль гражданина Орлова. Какое наказание их ждет?

Карточка №2. Гражданин Л. залез в квартиру гражданки К. и украл ценные вещи на сумму 1000 долларов.

Карточка №3. В магазине неизвестный украл сумочку с небольшой суммой денег у гражданки Л.

Занятия с применением карточек проходят живо, интересно, ибо к каждому из них дети серьезно готовятся.

Галина Дмитриевна стремится к тому, чтобы дети глубже осмысливали учебный материал. Этому способствует система практических работ. На одной из них она расчертила доску на пять столбиков. Каждый из них назывался «Рабочий лист». На каждом - задание. Первое задание - аморальные поступки. Второе - административные правонарушения. Третье - преступления. Четвертое - отягчающие обстоятельства. Пятое - смягчающие обстоятельства. В зависимости от числа полученных баллов педагог оценивал работу.

Тверь