- Московское правительство и московский Департамент образования делали и продолжают делать очень многое. Конечно, невозможно решить все проблемы сразу, но тенденция налицо: молодое пополнение московского образования постоянно находится в поле зрения. Смею надеяться, что в решении многочисленных проблем, с которыми сталкиваются работники образования вообще и молодые специалисты в частности, не последнюю скрипку играет и наш профсоюз.

В качестве одной из своих задач профсоюз рассматривает внесение в коллективный договор, а затем исполнение положений, обеспечивающих защиту молодых специалистов в плане организации и условий труда. В первую очередь это:

преемственность учебной нагрузки;

ограничение числа параллелей, в которых ведутся уроки;

ограничение «окон» в расписании;

предоставление оборудованного постоянного классного помещения;

прикрепление наставника;

выделение методического дня;

предоставление дополнительных возможностей для повышения квалификации;

назначение классным руководителем.

По данным социологического опроса, проведенного нами, главными трудностями в работе молодые специалисты Москвы назвали:

- умение владеть дисциплиной в классе;

- общение с родителями учеников.

Все это объяснимо и понятно. Поэтому правильно было бы дать молодому учителю сначала вжиться в профессию, а затем расширять его воспитательную функцию, не забывая, что вместе с ней резко увеличивается и его общая загруженность.

Есть проблема, которая не имеет сиюминутного и однозначного решения, но она существует. Замечательно, что молодые специалисты имеют дополнительные стимулы в виде различных форм социальной поддержки со стороны правительства Москвы и московского Департамента образования: и «подъемные», и «транспортные», и доплаты. Приходя в образовательное учреждение, молодые специалисты получают иногда больше своих более опытных коллег. Но люди имеют свойство взрослеть, и всего через три года работы выпускники педвузов и педколледжей выходят из категории молодого специалиста при сохранении, а то и увеличении обязанностей. Потеряв доплату, уже не молодые специалисты, но все еще очень молодые люди, никаким повышением разряда не смогут компенсировать снижение своей зарплаты, которое достигает порой 4 тысяч рублей.

Социологические исследования выявили, что вместе с тем наибольшие материальные трудности учителя испытывают в возрасте 25-35 лет, когда в их семьях появляются и растут дети, прекращается помощь со стороны родителей и, наоборот, возникает необходимость самим помогать родителям. Именно поэтому, выступая за различные формы дополнительной социальной поддержки молодых учителей, профсоюз считает необходимым, справедливым и дальновидным повышение оплаты труда всем работникам образования, что повысит привлекательность работы педагога не только на 3 года. Я знаю, что такую работу ведет Департамент образования и лично Любовь Петровна Кезина, и очень хочу, чтобы она увенчалась успехом. Со своей стороны профсоюз готов оказывать всяческое содействие.

Время настоятельно требует разработки «социального пакета» для педагогических работников. Кстати, в отношении работников вузов федерального подчинения такую работу сейчас активно ведет Рособразование совместно с профсоюзом. Нам тоже надо заняться этим в Москве.

Сегодня есть две острые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты и которые они не могут решить самостоятельно без помощи правительства Москвы, Департамента образования и нашего профсоюза.

Первая и самая острая - жилье. Более мощного стимула в современной жизни, особенно в жизни молодежи, нет.

По московской программе поддержки молодых учителей в 2005 году было получено около 200 квартир. В 2006 году - столько же, но появилась дополнительная сложность: теперь будут рассматриваться молодые семьи. Поэтому профсоюз предлагает двигаться к цели в двух направлениях.

Первое направление - строительство малобюджетного дома или домов для молодых педагогов на условиях ЖСК или с привлечением сторонних инвесторов. Профсоюз готов взять на себя заботу по поиску инвесторов и уже делает это.

Второе направление - предоставление молодым специалистам так называемого служебного жилья как переходного на время поиска и приобретения постоянного.

Решив жилищную проблему молодых учителей, мы во многом обеспечим устойчивость кадрового потенциала московского образования.

Другая проблема, которая вырисовалась в ходе социологического исследования и которая стоит перед молодым учителем, - проблема оздоровления и отдыха, в первую очередь летнего отдыха. Профсоюз готов взять на себя организацию работы нашего молодежного учительского лагеря на 400 человек в каждый сезон на Черном море. Есть база, есть море, есть опыт, есть дюны, луна и сосны, есть гитары и любовь. Для полного счастья нужно 5,5 миллиона рублей. И - вот оно, счастье! Вот - молодая семья, вот - решение демографической проблемы. Вот достойный вклад в Год ребенка!

Городской комитет профсоюза успешно продолжает свои программы по предоставлению дополнительной социальной поддержки членам профсоюза. В первую очередь упомяну программу профсоюзного кредитования через Кредитный союз учителей, программу приобретения «наильготнейшего» полиса добровольного медицинского страхования через наш профсоюз и программу по организации весьма доступного санитарно-курортного лечения и отдыха в здравницах России и за рубежом по прямым договорам с нашими иностранными коллегами. Я приглашаю всех молодых педагогов активнее пользоваться услугами, предоставляемыми профсоюзом.

Но все эти услуги мы предоставляем только членам нашего профсоюза. Поэтому я призываю молодых учителей:

- вступайте в профсоюз сами и приводите своих несознательных коллег;

- работайте в профсоюзе, потому что, работая в нем, вы работаете для людей;

- дружите с профсоюзом, ибо эта дружба не только приятная, но и полезная;

- любите профсоюз, потому что надо же что-то любить, кроме профессии учителя!

Информация к сведению

26 августа 2004 года принято распоряжение правительства Москвы «О предоставлении по договорам аренды жилой площади Департаментам образования и здравоохранения города Москвы в 2004-2005 годах».

В соответствии с этим распоряжением молодые специалисты образовательных учреждений, проживающие в Москве и имеющие на каждого члена семьи менее 18 квадратных метров общей площади, могут получить в субаренду квартиру. При этом приоритетным правом пользуются молодые специалисты, имеющие детей или состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Договор субаренды заключается на пять лет. С молодым специалистом, сохранившим трудовые отношения с образовательным учреждением, договор на условиях субаренды может заключаться на новый срок. По истечении 10 лет работы в образовательных учреждениях при согласии арендатора эти квартиры могут быть выкуплены педагогическими работниками по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.

Плата за пользование жилым помещением и коммунальные платежи устанавливается в размере, не превышающем ставки оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг, установленной для жилищного фонда социального назначения.

При расторжении молодым специалистом трудовых отношений с образовательным учреждением договор субаренды на квартиру расторгается, и жилое помещение освобождается бывшим работником.

13.12.2006 года принято постановление правительства Москвы №994-ПП «О втором этапе московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2006-2008 годы». В рамках этого постановления будет продолжена практика выделения субарендного жилья молодым специалистам системы образования Москвы.

Вопрос-ответ

На собрании молодых специалистов было задано много вопросов, связанных с проблемами предоставления жилья молодым педагогам. Ответы на эти вопросы руководитель Департамента образования Любовь Кезина обещала дать в нашей газете. Обещание исполняем и начинаем в этом номере отвечать на заданные вопросы.

- Банк требует минимальной зарплаты в 3 тысячи долларов, чтобы можно было воспользоваться социальной ипотекой. Что делать?

- К сожалению, в настоящее время Департамент образования не может влиять на политику банков по вопросам кредитования жилищных программ, в том числе социальной ипотеки. Для молодых специалистов и педагогических работников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, жилая площадь с использованием ипотечного кредитования через Департамент образования не выделяется.

- Перехожу в школу другого округа, хотя состою в очереди молодых специалистов на жилье в нынешнем. В новом округе будет новая очередь?

- Семьи молодых специалистов, получающие жилую площадь по договору найма, в подавляющем большинстве не стали очередниками на улучшение жилищных условий в установленном порядке. Их кандидатуры включаются в списки на получение жилой площади по договору найма, сформированные окружными управлениями образования. В то же время Департамент образования отслеживает очередность предоставления жилой площади молодым специалистам централизованно - в департаменте существует единый список. Предоставление жилой площади в данной ситуации будет зависеть от объемов полученной жилой площади системой Департамента образования в целом. Переход в образовательное учреждение другого округа до получения служебной квартиры на решение вопроса не влияет.

- Решается ли вопрос с очередниками 2006 года? Когда мы получим квартиры и есть ли какие-то программы для обустройства - покупки мебели, ремонта и так далее?

- Педагогические работники, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, обеспечиваются жилой площадью с опережением общегородской очереди на два года. В 2007 году по договору социального найма жильем будут обеспечиваться очередники 1900 года постановки на учет по месту жительства. Для семей молодых специалистов жилая площадь по плану 2006 года не выделялась. Строительство жилья по программе «Молодой семье - доступное жилье» велось в Московской области. По сообщению Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы семьи молодых специалистов будут обеспечиваться служебными квартирами в четвертом квартале 2007 года. На обустройство молодым специалистам выделяется единовременное пособие в размере 20 тысяч.