В обществе уже осознана ключевая роль знания иностранных языков в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны. Изучение иностранных языков должно быть ориентировано на мировые стандарты образования. Первой, как всегда происходит в нашей стране, за решение этой проблемы взялась Москва.

В настоящее время в столице уже сформирована развитая образовательная среда и инфраструктура языкового образования. Это важно, так как основными критериями приема молодых граждан на работу становятся знание иностранного языка и компьютерная грамотность. Следовательно, понимание того, что без знания языка трудно сделать профессиональную карьеру, давно сформировалось в обществе. Вместе с тем отличительная черта нашего времени - изменения в характере образования, в его направленности, целях, содержании. Оно все больше ориентируется на «свободное развитие человека», на творческую самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Наше образование будет конкурентоспособным, если с нашим дипломом и знаниями в любой точке земного шара наш выпускник будет востребован. Важно понять, как ему помочь в этом, как сделать так, чтобы он был понят и сам понимал, что происходит в той или иной области знаний. Для этого ему сегодня, как никогда раньше, важно владение иностранными языками. Это, в частности, стало предметом обсуждения на конференции, посвященной проблемам языкового образования, которая в течение двух дней проходила в московском Центре качества образования и в которой приняли участие представители науки, педагогического сообщества.

Опираясь на свой предыдущий педагогический опыт, могу сказать, что, будучи директором школы, давно вводила в своем образовательном учреждении программы международного уровня, международный бакалавриат, где на заключительной стадии учащимся нужно было сдать экзамены по всем предметным областям на английском языке, привлекала детей и учителей к участию в международных образовательных проектах по линии ЮНЕСКО, где все проекты выполняются только на английском или французском языке.

Уже около 10 лет в Москве работает городская экспериментальная площадка по совершенствованию языкового образования, в рамках которой отрабатываются различные методики (коммуникативные, проектные, интенсивные, деятельностные, дистанционные), апробируются различные учебно-методические комплексы, учебные пособия, проводятся семинары, обмен опытом и многое другое. Основная цель всегда была и есть - научить учащегося общаться на языке и участвовать в становлении и развитии личности как результат такого общения.

В конце декабря 2006 года вышло постановление правительства Москвы «О мерах по повышению качества преподавания иностранного языка в государственных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы», которое поставило перед педагогическим сообществом, работающим с иностранными языками, несколько очень важных вопросов: каковы пути повышения качества преподавания иностранного языка, как организовать переподготовку специалистов в области иностранных языков в связи с проблемой нехватки учителей, проанализировать экспериментальную деятельность и обозначить перспективу в области языкового образования в столице, определить пути и исполнителей проведения независимого мониторинга и оценки качества преподавания, выявить проблемы в области программно-методического обеспечения, грифования учебников и наметить пути информатизации процесса обучения в предметной области «Иностранный язык»?

В современном обществе интерес учащихся и их родителей к получению качественных услуг в области образования, и особенно в области изучения иностранных языков, неуклонно растет. Качество преподавания зависит от профессионализма учителя. Как привлечь профессионала в области языков в школу? Постановление правительства устанавливает увеличение в 2 раза ставки ЕТС учителям иностранного языка плюс оплату 15% за внеклассную работу. Хорошо это или плохо? Увеличение заработной платы всегда хорошо, однако это, вне всякого сомнения, вызовет негативный резонанс среди других педагогов - так уже было много лет назад. Улучшится ли качество преподавания тех, кто уже работает в школе? Мой опыт директора школы и педагога с большим стажем работы подсказывает, что нет. Привлечь новых специалистов такая зарплата может, а вот ликвидировать нехватку педагогов иностранного языка навряд ли. Ведь по мнению специалистов, в ближайшее время нам потребуется дополнительно около 9 тысяч таких преподавателей.

Переподготовка учителей других предметов в области преподавания иностранного языка, в том числе и начальных классов, возможна, но качество от этого не вырастет, ведь ставить произношение, закладывать основы грамматики может только реальный специалист, имеющий глубокое профессиональное образование, а не переученный. Следовательно, необходимо искать другие резервы.

Актуальной в настоящее время становится проблема обновления содержания языкового образования в его связи с современными тенденциями в языковой педагогике. Поддержание высокого уровня письменной и устной речи в области английского языка требует постоянных усилий, которые нельзя ослаблять.

Современные тенденции в коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам связаны с общепедагогическими тенденциями, основанными на позициях сотрудничества и личностно-ориентированном подходе, предусматривающем взаимодействие и использование новых современных технологий и УМК.

Изменения содержания образования в области иностранных языков на современном уровне предполагают усиление общеобразовательной роли предмета «Иностранный язык», реализацию принципа преемственности языкового образования в начальной школе - основной - средней школе - вузе, а также введение преподавания иностранного языка на ранней ступени обучения (со 2-го класса), профильное и предпрофильное обучение, введение элективных курсов, обеспечивающих гуманитарный профиль образования в старшей школе, введение второго иностранного языка на определенной ступени.

Длительный эксперимент, проводимый в гимназии, где я работала, показал, что оптимально введение второго иностранного языка с 5-го класса, а не в начальной школе, так как на более ранней ступени обучения происходит интерференция, то есть наложение одного иностранного языка на другой, а ведь в это время у ребенка еще не сложилась система обучения на родном языке, у него пока нет хорошей базы первого иностранного языка и, наконец, в начальной школе приоритеты должны быть отданы чтению на родном языке, изучению родного языка, предметов эстетического цикла.

Нынче в Москве существует большое разнообразие образовательных учреждений со своим особым контингентом учащихся, родителей, приоритетов, целей, задач, истории и традиций. Исходя из этого и подходы к тому, на каком уровне необходимо изучать язык, какими учебниками пользоваться, какие ресурсы привлекать к работе кафедр иностранного языка, - разные в различных образовательных учреждениях. Такое многообразие имеет право на жизнь.

Но вместе с тем, если школа имеет гуманитарную или лингвистическую составляющую, важно использовать в учебном процессе зарубежные пособия страны изучаемого языка, об этом свидетельствуют социологические исследования. Лишь 4% опрошенных негативно относятся к использованию зарубежных УМК в российской системе образования.

Сегодня на нашем рынке достаточно широкий выбор учебников, но далеко не все в своем наборе имеют видео- и аудиокассеты, учебник, книгу для учителя и др. Опыт же, накопленный многими языковыми школами, свидетельствует о том, что такие учебники и УМК обеспечивают достаточную эффективность и качество учебного процесса, позволяют учителю гибко и творчески работать на разных этапах, обеспечивают преемственность в системе языкового образования, стимулируют развитие и креативность преподавателя.

В то же время сегодня необходимо отметить, что при наличии различных подходов к языковому образованию несовершенной остается система управления качеством, развития образовательной компетентности учащихся, не сформирован универсальный набор критериев и средств диагностики качества языкового образования и коммуникативной компетентности. Эта проблема для учащихся старших классов имеет свое частичное решение в виде технологий ЕГЭ. Однако работа по определению качества языкового образования должна обладать непрерывностью и охватывать все возрастные категории учащихся, быть доступной и удобной в использовании. Один из таких вариантов оценки качества мы обсуждали на заседании Мосгордумы в 2006 году в рамках реализации проекта «Оксфордское качество». В ходе нашего обсуждения была предложена модель московской городской целевой программы «Сетевые окружные центры профильной ориентации учащихся на базе школ с программами углубленного изучения иностранного языка» (проект «Оксфордская школа»).

Вне всякого сомнения, программа заслуживает самого серьезного внимания, изучения и обсуждения. Фактически в ней заложены элементы школы будущего, обеспечивающей систему широкой профильной подготовки учащихся в рамках английского языка, которая стала одним из ключевых предметов в профессиональной подготовке и карьерном развитии молодежи. Этот проект вызвал общую заинтересованность всех депутатов Мосгордумы - членов Комиссии по науке и образованию, привлек внимание СМИ. Реализация этого проекта поможет существенным образом изменить отношение к преподаванию и оценке качества в области иностранных языков, поможет создать стартовую площадку для выработки новых подходов к реализации языкового образования в городе.

Сегодня важно рассмотреть все возможности совершенствования преподавания в области иностранных языков, найти оптимальные средства оценки качества знаний, выявить существующие проблемы и найти дополнительные возможности улучшения преподавания. Это можно осуществить через систему дополнительного образования, систему чтения на иностранном языке (уроки внеклассного чтения), создание современных ресурсных центров, учитывая международный опыт.

Новые ориентации в языковом образовании связаны прежде всего с культуроведческим образованием обучаемых средствами предмета «Иностранный язык», а это требует в свою очередь социокультурного подхода к обучению иностранным языкам, который предполагает наличие междисциплинарного интегрированного языкового образования, учет социокультурного контекста обучения и изучения языка. Такая практика работы в области преподавания иностранного языка будет способствовать решению жизненно важных проблем в совершенствовании языкового образования, будет служить достижению стратегических целей развития системы обучения иностранному языку и оценке качества в столичном регионе.