Правительство Москвы проводит планомерную политику, направленную на активизацию молодого поколения москвичей. Городу, да и стране в целом, нужны социально-активные молодые люди, желающие и готовые решать перспективные задачи общества. Молодые педагоги находятся в наиболее ответственном положении, требующем внимания и детальной работы. С одной стороны, мы - часть молодежного сообщества с его проблемами и сложностями, особенностями мировоззрения и своей субкультурой. С другой стороны, мы воспитываем молодежь, и от нас во многом зависит результат всех задач и реформ, проводимых в области молодежной политики. Ведь именно педагоги - наиболее активная и конструктивно мыслящая часть общества. Какими же должны быть наши действия, наш вклад в обеспечение качественного образования и устойчивого развития общества?

Современной школе необходимы молодые учителя, смелые и сильные, образованные и ответственные, способные к сопереживанию. Детям нужны целеустремленные, неординарные, талантливые педагоги. Сегодняшние молодые педагоги - будущее московского образования, на нас правительство Москвы и Департамент образования возлагают большие надежды по развитию Школы будущего. А какой она должна быть, какой мы ее видим? Эти вопросы мы тоже должны обсуждать.

Мы знаем, что в Москве создана комплексная система работы с молодыми педагогами, которой нет ни в одном другом регионе. Для многих молодых педагогов нынешний учебный год стал началом трудового пути. Задача советов молодых учителей - помочь своим коллегам в самый сложный период их становления, содействовать решению их проблем.

Для нас очевидно, что система образования должна быть ответственна за результаты воспитательной работы. Сегодня одна из основных задач, стоящих перед нами, - воспитание личности. Здесь особенно важна роль молодых педагогов, которые по возрасту, по интересам, своему менталитету ближе всего к старшеклассникам. От нас ждут новых форм и методов работы с молодежью.

Понятно, что именно нам создавать Школу будущего. Поэтому очень важен вопрос о молодых руководителях, которые могут внедрять в образовательный процесс новые технологии, использовать новые формы воспитания подрастающего поколения. Мы должны принимать активное участие в разработке самой модели «Школы будущего», в отработке различных ее модулей.

Все эти задачи под силу только настоящему профессионалу. Именно молодые учителя должны стать проводниками новой педагогической науки, новых педагогических технологий, которые стали основой столичного образования.

Мы - дети своего времени, мы получили профессиональную подготовку в лучших образовательных учреждениях Москвы. Молодые педагоги в совершенстве владеют мультимедийной техникой, умело применяют информационные технологии; сегодня очень важно, чтобы новейшее учебное оборудование, которым оснащены многие образовательные учреждения города, эффективно использовалось нами в учебной деятельности, в учебном процессе.

2007 год - Год ребенка. Тема Года ребенка в системе образования развивается в нескольких направлениях, в том числе в ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). В 2006 году в столице введено в строй 95, в этом году будет построено еще 100 детских садов. Очень важно, чтобы молодые специалисты, выпускники школ, которые решили связать свою жизнь с образованием, поняли: городу требуется большое количество квалифицированных воспитателей и музыкальных работников. Задача советов молодых специалистов - вести серьезную профориентационную работу, чтобы молодежь пошла в ДОУ. Ведь именно в дошкольных учреждениях закладывается фундамент развития личности ребенка.

Молодые педагоги должны принять самое активное участие в работе педагогических отрядов и классов, в отборе старшеклассников, мотивированных на выбор педагогической профессии.

Нам сегодня очень важно формировать единое педагогическое сообщество, состоящее из старшеклассников, студентов педагогических колледжей и вузов, молодых специалистов, молодых преподавателей вузов, необходимо повышать роль советов молодых учителей и студенческих советов. Студенты могут стать наставниками старшеклассников, молодые педагоги - повести за собой целевиков. Все это позволит вести более качественный отбор будущих студентов, сделать профориентационный период максимально безболезненным, а кому-то поможет сделать правильный выбор своей будущей профессии.

Уже четвертый год в системе образования Москвы идет эксперимент по целевой контрактной подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием. Сегодня в городских педагогических вузах обучаются 1200 целевиков, 800 - приняты в этом году. Наша задача - решить вопрос об обязательной отработке студентами-целевиками после окончания вузов трех лет в образовательных учреждениях города, которые направляли их на учебу. На федеральном уровне, к сожалению, отсутствует нормативно-правовая база в этой области. В результате возникают проблемы, которые необходимо решать: это обеспечение целевиков рабочими местами, их материальное стимулирование, создание педагогических отрядов и так далее. Мы уже столкнулись с проблемой выбытия целевиков из педагогических вузов, это результат слабой профориентационной работы.

Важнейшее условие адаптации педагогических работников к решению новых задач связано с повышением роли образования в современном обществе. Залогом выполнения программ, запланированных в Год ребенка, в программе «Столичное образование» становится систематическое повышение квалификации. Для нас это прежде всего - первичное повышение квалификации, которым в прошлом году воспользовались 26 процентов молодых специалистов. Мы считаем, что молодые специалисты готовы сами определять необходимые курсы для первичного повышения квалификации, получать необходимую методическую помощь для своей профессиональной деятельности. В наших вузах, в окружных методических центрах уже осуществляется постдипломное сопровождение молодых специалистов, активное внимание уделяется психологической и профессиональной адаптации молодых педагогов.

В московском образовании сегодня возрождается движение наставничества. В Московском гуманитарном педагогическом университете создан городской Центр наставничества, в Московском городском психолого-педагогическом университете - Центр постдипломного сопровождения молодых психологов, Школа молодого педагога, Школа молодых учителей-предметников. Такие школы действуют и во всех окружных методических центрах. Вопрос о наставничестве очень непрост. Мы тесно работаем с Советом ветеранов педагогического труда, который возглавляет Вера Владимировна Калгашкина, с Советом старейшин, который возглавляет Светлана Николаевна Коровина. Мы стараемся изучать и применять их опыт в своей работе, нам важно сохранить традиции московского образования. В этом помогают различные совместные акции, посвященные победе в Великой Отечественной войне, Дню учителя; мы принимаем активное участие в работе Московского городского музея образования, который был открыт в 2005 году.

Сегодня в образовательных учреждениях города работают 19,7% педагогов пенсионного возраста. Учителя, заканчивающие свою трудовую карьеру и уходящие на пенсию, оказываются в тяжелом материальном положении. На наш взгляд, ветераны педагогического труда могли бы стать освобожденными наставниками молодых специалистов, это позволило бы получить дополнительные места для молодых педагогов, организовать эффективное взаимодействие наставников и молодых специалистов. Мы обращаемся к Правительству Москвы с предложением поддержать инициативу о введении доплаты учителям-наставникам.

По данным социологических исследований, около 12% студентов городских педагогических вузов - представители педагогических династий. Объяснить это явление непросто, ведь труд учителя нелегок, но что-то неудержимо заставляет детей повторять путь своих родителей, с головой уходить в педагогическое ремесло. Сегодня в московском образовании работают более 300 педагогических династий, и каждая заслуживает искреннего уважения и благодарности за труд, за приумножение традиций московского образования.

Правительство Москвы и Департамент образования много делают для молодых педагогов. В Москве 62600 педагогов, из них почти 20 тысяч моложе 35 лет. Ежегодно в образовательные учреждения нашего города приходят почти 2 тысячи молодых специалистов. Однако каждый десятый молодой педагог в течение первых трех лет работы уходит из системы образования. Есть объективные причины этого: служба в армии, учеба в дневной аспирантуре, семейные обстоятельства, но все равно такие цифры не могут нас не тревожить.

В Москве 19% руководителей образовательных учреждений в возрасте до 35 лет, а в резерве у нас около 40% таких специалистов. Более 1200 молодых педагогов работают заместителями директоров, и мы хотим призвать начальников окружных управлений образования не бояться выдвигать молодых учителей на руководящие должности. В округах активно работают советы директоров образовательных учреждений, которые могут оказать эффективную помощь и стать наставниками молодых руководителей.

У нас много молодых педагогов, добившихся успехов в личной карьере. В городе работают 125 молодых сотрудников методических центров, почти 60 специалистов окружных управлений образования, среди них много тех, кто работал или работает в совете молодых специалистов.

К сожалению, нередки случаи, когда в школах возникают конфликтные ситуации с молодыми специалистами. Юные педагоги долгие годы имеют один и тот же низкий разряд, не соблюдаются рекомендации аттестационных комиссий по установлению им более высокого разряда. Поэтому установление эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса принадлежит руководителям ОУ.

Социальная поддержка учителей стала самым приоритетным направлением в деятельности правительства Москвы и Департамента образования. Постановление №172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы», принятое в 2004 году, утвердило комплекс мер, направленных на обеспечение условий для профессионального роста педагогических работников, совершенствование морального и материального стимулирования педагогического труда, повышение престижа педагогической профессии, мер по защищенности молодых специалистов. С 1 сентября 2004 года в течение первых трех лет работы молодым специалистам выплачивается надбавка к тарифной ставке заработной платы в размере 40%, а имеющим диплом с отличием - 50%, а также единовременное пособие выпускникам высшего и среднего профессионального образования в размере 20 тысяч рублей. В 2005-2006 учебном году 1423 выпускника 2005 года получили такое единовременное пособие после трудоустройства в государственные образовательные учреждения.

Важным шагом в поддержке молодого специалиста стала программа «Молодой семье - доступное жилье». В рамках этой программы в течение 2004-2005 годов 445 молодых специалистов системы Департамента образования получили служебные квартиры. Безусловно, мы хотим, чтобы эта работа продолжалась и в перспективе. Кроме того, продолжается реализация правительственной программы по льготному обеспечению педагогических работников социальным жильем в режиме общегородской очереди на два года. Ежегодно Департаменту образования выделяют от 3 до 4 тысяч квадратных метров жилой площади. Однако хочу отметить, что на данный момент программа 2006 года выполнена не полностью. В условиях рыночной экономики правительство Москвы и Департамент жилищной политики предусматривают введение новых форм обеспечения жилой площадью педагогических работников, в том числе и молодых специалистов. Например, для приобретения квартиры по договору купли-продажи по льготной цене с рассрочкой платежа ежегодно выделяются 2 тысячи квадратных метров. Сегодня планируется апробация программ по предоставлению жилья работникам образования с использованием социальной ипотеки. Нам очень важно, чтобы при решении жилищных вопросов молодых специалистов в работе жилищных комиссий большую роль играли советы молодых учителей.

Городской совет иногда сталкивается с тем, что вопросы материального благополучия для некоторых молодых специалистов становятся главными. К сожалению, зачастую приходится слышать такие слова: «Я - молодой специалист, дайте мне квартиру, зарплату, единовременное пособие или что-то другое. А я получу 20 тысяч и уйду из системы образования!» Мы, молодые педагоги, пришедшие на работу в систему московского образования, понимаем всю меру ответственности в своей педагогической деятельности. Мы должны помнить, что вместе с нами работают педагоги, которые не имеют многих надбавок, установленных молодым специалистам, и много лет трудятся бескорыстно, по призванию, пережив все материальные и моральные лишения, которые в прежние годы испытывало наше образование.