Не было только, к сожалению, ни представителей правительства Москвы, ни представителей Комиссии Мосгордумы по науке и образованию. То ли действительно дела не позволили прийти в гости к молодым педагогам, то ли побоялись острых вопросов, то ли проблемы молодых власть имущих не волнуют. Получается, что Госдума РФ ближе к молодым, чем Мосгордума? Во всяком случае заместитель председателя Комитета по науке и образованию ГД РФ Валентина Иванова сказала много лестных слов о работе Совета молодых специалистов и Департамента образования, а место председателя Комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича в президиуме пустовало.

Нынешняя конференция стала «боевым крещением» для нового председателя городского Совета молодых специалистов. Павел Кузьмин сделал серьезный и умный доклад, в котором была не только констатация фактов, но и много предложений об улучшении положения молодых педагогов. К сожалению, выступление бывшего председателя совета Алексея Гусева, ставшего нынче первым заместителем руководителя Департамента семейной и молодежной политики, зал воспринял довольно прохладно: общие рассуждения о роли молодежи не вызвали реакции, на которую, видимо, рассчитывал Алексей Владимирович. Коллеги по совету поблагодарили его за многолетнюю совместную работу. Молодые учителя с большим подъемом приветствовали народного учителя, педагога-новатора, директора школы №825 Владимира Абрамовича Караковского, отметившего недавно свой 75-летний юбилей. Во время конференции в зале курсировала бумага с призывом к председателю Госдумы РФ Борису Грызлову внести законопроект о выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости гражданам РФ, имеющим выдающиеся достижения в области образования и отмеченным почетным званием «Народный учитель РФ». По мнению молодых, такой закон может стать конкретным шагом к признанию труда педагога, возрождению в России всенародного уважения к этой благородной профессии.

Конференция была живым мероприятием: один за другим на трибуну поднимались молодые педагоги, интересно и откровенно рассказывали о своей работе в столичных школах. Взрослые внимательно их слушали и делали записи в блокнотах, это значит, что в самое ближайшее время все замечания и предложения будут учтены.

Несколько разочаровало выступление члена московского правительства дублеров, дублера руководителя Департамента образования, студентки МПГУ Анны Комисаровой. Во-первых, Анна не сказала с высокой трибуны ничего нового - слово в слово повторила то, что давно уже опубликовано от ее имени в газетах. Во-вторых, наверное, имело бы смысл хоть немного рассказать о том, что же конкретно сделали дублеры в системе образования хотя бы на уровне предложений, может быть, тогда кто-то из молодых, сидящих в зале, тоже захотел бы попробовать свои силы в таком дублерстве. Не случайно член городского Совета молодых специалистов, руководитель команды дублеров Западного окружного управления образования, в своем выступлении заметил: в дублеры нужно брать не студентов, ничего еще не знающих о системе образования и реальной работе в школах, а по меньшей мере молодых учителей, имеющих какой-то стаж работы.

Завершилась конференция принятием обращения к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову и рекомендаций, адресованных советам молодых учителей, окружным управлениям образования, руководителям образовательных учреждений, вузам и педколледжам.

Москва может объединить педагогов страны

Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по науке и образованию, председатель Всероссийского педагогического собрания:

- За молодыми учителями не только будущее образования Москвы, но и будущее образования всей нашей великой России. Мы все возлагаем на молодых большие надежды, верим в их успехи и таланты, рассчитываем на то, что их сердца и души развернутся навстречу детям. В России создано Всероссийское педагогическое собрание, объединяющее 61 регион Российской Федерации, в его создании активное участие принимали молодые педагоги столицы. Алексею Гусеву, бывшему председателю Совета молодых учителей Москвы, за работу по созданию ВПС объявлена благодарность от имени председателя Госдумы РФ Бориса Вячеславовича Грызлова. Мы рассчитываем на то, что сможем вместе с Советом молодых учителей Москвы провести такое совещание с участием и молодых учителей России, а может быть, и бал молодых педагогов, подобный тому, что был проведен в Москве по случаю Нового года.

Всероссийское педагогическое собрание изучает опыт Москвы по работе советов родительской общественности, по созданию единой системы среднего профессионального образования. Эти и другие достижения городской системы образования, по нашему мнению, должны стать достоянием региональных и муниципальных образований России. В частности, опыт Москвы по созданию широкой системы общественного управления, по созданию отраслевых общественных советов по подготовке кадров.

Успешный учитель - успешный ученик

Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №353, председатель Совета молодых директоров Центрального округа:

- Молодой учитель, исполненный юношеского максимализма, азарта, приходит в школу и думает, что будет решать амбициозные задачи, а сталкивается с тем, что основная его деятельность будет связана с работой с неуспевающими учениками, проводя дополнительные занятия. Это важно, потому что мы должны дать образование каждому ребенку, но молодому учителю это не всегда интересно и может сбить его с намерения стать успешным педагогом. В связи с этим мы предложили модель взаимодействия с ученическим активом, которая дает учителю возможность поработать с сильно мотивированными школьниками и в процессе работы пережить ситуацию успеха. То есть создаются предпосылки для реализации модели, о которой мы давно говорим: «Успешный учитель - успешный ученик».

Состояние успеха - далеко не все. Пушкин писал о гении и злодействе, двух несовместных вещах. В наши дни, к сожалению, гений и злодейство становятся вещами совместимыми, что вновь и вновь заставляет говорить об эффективности воспитательной работы. Наши учащиеся находятся под чудовищным воздействием масс-культуры, альтернативы которой пока нет. Это заставляет молодежь искать какие-то другие выходы, уходить в субкультуру, это могут быть какие-то секции, националистические организации и так далее. Как известно, такой путь далеко не всегда приносит хорошие результаты.

В той школе, где я работаю, есть уникальная система воспитания на традициях. Но, к большому сожалению, и она сейчас не всегда приводит к хорошим результатам. Традиции нашей культуры, духовности, гражданственности - то, что мы можем, должны, обязаны передать нашим ребятам. Но тут возникает другая проблема - мы должны рассказывать об этой культуре доступным языком и при этом не опускать все до какого-то низкого уровня.

Многие учителя активно реализуют метод проектов, в такой деятельности принимают участие и члены нашего ученического совета. Ребята приняли участие в таких проектах, как «Города-герои», «Столетие российского парламентаризма» и так далее. Молодые учителя ЦАО посетили все города-герои в нашей стране и в странах ближнего зарубежья, сделали видеоролики, посвященные каждому. Презентация этого проекта состоялась в доме ветеранов, и первыми зрителями стали ветераны. Они очень высоко оценили наш труд, а префект ЦАО дал нам грант, за счет которого молодые учителя посетили Черногорию.

В апреле - мае 2007 года мы проведем конференцию «Учитель будущего глазами молодого учителя и глазами ученика».

Выйдем на ярмарку - там хорошо

Борис САФОНОВ, учитель физики школы №1906 Юго-Западного округа, победитель конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках нацпроекта «Образование»:

- Ключевский писал, что главная задача современного педагога - не только давать ученикам качественные знания, но и помогать им реализовать себя и переносить свои знания в нестандартную ситуацию. Это им поможет адаптироваться в быстро меняющемся мире.

За последнее время в школу пришло новое поколение детей, у них совершенно иные мировоззренческие позиции, и вопрос повышения качества образования необходимо решать и современным опытным учителям, и молодым специалистам.

Наряду с традиционными педагогическими технологиями сейчас успешно используются в школе и новые инновационные, которые предназначены для внедрения в образование деятельностных подходов; помогая социализировать знания учащихся, они формируют и развивают их способности, творческое неформальное отношение к учебе, по-настоящему помогают самореализации ученика в последующем, позволяют ему успешно сдавать экзамены в вузы и получать профессию.

Современному учителю необходимо также в совершенстве владеть новыми техническими достижениями. Это и мультимедийные системы, и компьютерная техника, и интернет. Наша задача использовать интернет в образовательном процессе.

Одно из приоритетных направлений в деятельности школы - проектная и исследовательская деятельность. Это очень интересное занятие как для учащегося, так и для учителя. Сама исследовательская деятельность используется и во внеурочное время в системе дополнительного образования. Особенность этих технологий заключается в том, что они помогают решать задачи с заранее неизвестным результатом.

Многие школы нашего Юго-Западного округа уже давно успешно используют проектно-исследовательскую деятельность, наверное, это связано с тем, что Юго-Запад считается округом науки, и стало доброй традицией содружество научных работников, учащихся и педагогов. Плоды проектной деятельности представляются на уникальном московском конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе», который существует всего пять лет, но результаты показывают огромную популярность этого вида деятельности среди учащихся. Очень важно, что на этом конкурсе представлен спектр интересов самих учащихся: и наука, и культура, и искусство, и даже иногда политика с экономикой. Этот конкурс дает развитие интеллектуального потенциала учащихся, идет поиск и отбор талантливой молодежи и всемерная поддержка профессионального роста. Работы учащихся не остаются только на бумаге и постерах, а воплощаются в жизнь. Обычный занимательный опыт в холле нашей школы №1273 «Торнадо в стакане» стал впоследствии научным проектом, и учащиеся этой школы получили грант за изобретение. По проектам наших выпускников произведено озеленение бульвара имени Ушакова.

Самое главное - любовь к детям

Юлия БОЛМОСОВА, педагог-психолог санаторного детского дома №23 Западного округа, выпускница Московского городского психолого-педагогического университета:

- В 2005 году я, выпускница факультета «Психология образования» МГППУ, пришла работать в санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Туда, где особо необходима психологическая помощь.

2007 год - особый. Он объявлен Годом ребенка, в этом году по-прежнему продолжится работа по переходу от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Когда в детский дом приходят молодые специалисты, реакция может быть неоднозначной: кто-то смотрит на тебя с интересом, а кто-то - с опаской. Я при встрече с детьми начала с рассказа о себе, о том, почему и как я стала психологом. Ребята узнавали меня, а я - их, постепенно лед в наших отношениях растаял.

Адаптация в педагогическом коллективе - основная проблема вчерашнего студента, а ныне молодого специалиста. Мне повезло, меня встретил заботливый руководитель, любящие детей и свою профессию педагоги и сотрудники. Мне дали время, чтобы освоиться на рабочем месте, познакомили с особенностями каждого ребенка, дали время на адаптацию и знакомство с детьми. В нашем учреждении созданы все условия для работы молодого специалиста. На базе нашего детского дома создана и работает экспериментальная площадка, и с первых дней своей профессиональной деятельности мне было необходимо работать на этой площадке. Кстати, теперь мне всегда приходит на помощь заместитель директора по научно-методической работе. Вот уже второй год у меня есть наставник - Надежда Павловна Слободяник, педагог-психолог школы №1129 ЗАО.

Завидую учителям

Зинаида ДРАГУНКИНА, член Совета Федерации:

- Самая золотая пора в моей жизни - работа в школе учителем русского языка и литературы. Я искренне завидую нынешним молодым учителям.

Недавно была на заседании конкурсной комиссии, которая работает в Министерстве образования и науки РФ, по отбору лучших инновационных вузов страны в рамках нацпроекта «Образование». Это был уже второй тур, в котором мы распределяли 20 миллиардов, а в первом в прошлом году это была сумма вдвое меньше. Когда подводили итоги в прошлом году, сердце мое было в большой тревоге - среди вузов-победителей не было ни одного педагогического. В этом году заявки подал 251 вуз, из них 19 - педагогических. Когда в списке остался 71, к голосованию подошли три педагогических и один лингвистический. Перед тем, как все должны были приступить к голосованию, я попросила слово. Если сидящие в зале авторитетные ученые, преподаватели, сказала я членам комиссии, не определились с тем, какой подарок сделать на 8 Марта своим любимым женщинам, то пусть проголосуют за педагогические вузы, тем самым они поддержат многомиллионную армию наших учительниц, тем самым отдадут долг своим учителям, и все будет по справедливости. В результате после голосования в число победителей вошли все три педагогических вуза - МГППУ, МПГУ, РГПУ, и один лингвистический. Я была счастлива, потому что знаю: в городах и весях нашей России это решение все воспримут одинаково с радостью, так как общество этого ждет и ждало, это еще одна оценка того, что к учителю сегодня проявляется истинное внимание.

Совет молодых специалистов должен ставить серьезные амбициозные задачи, это всем нам позволит жить не только в своем учительском мире, но войти и в другие городские программы, которые, безусловно, будут интересны всем молодым педагогам. Что же касается Года ребенка, то как сопредседатель Общественного наблюдательного совета по выполнению его программы могу сказать, что мы должны сделать наш город доброжелательным к детям. Поэтому, делая что-то в рамках нашего огромного мегаполиса, нужно помнить, что каждый наш шаг должен быть направлен к детям.

Участвуйте в конкурсах, и ваша жизнь изменится к лучшему!

Марат АЛИМОВ, учитель русского языка и литературы центра образования №1874 Северо-Западного округа, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2006»:

- Конкурсное движение Москвы насчитывает уже 15 лет, за это время изменились условия конкурса, появились новые - «Самый классный классный», «Сердце, отданное детям», «Педагог-дошкольник», но главное осталось неизменным - в этом конкурсе принимают участие молодые педагоги Москвы.

Помню, на пятом курсе педагогического института преподаватель по общей педагогике уверенно сказал: «Учитель должен уметь все!» До сих пор помню свой скепсис по этому поводу: «Разве это возможно?» Оказалось, возможно.

14 лет работы, классных выпусков, походов и концертов вывели меня в прошлом году на конкурсную прямую. Одно из сложнейших конкурсных испытаний - урок в незнакомой школе, в незнакомом классе с незнакомыми детьми без подготовки. Ту и открылась та самая истина: учитель может все. Конкурс доказывает, что мы не только учим учеников, мы учимся у них сами.

Как важна наша профессия, как востребован современный молодой учитель в Москве да и в России в целом.

Финал конкурса в подмосковных Поведниках - настоящий праздник педагогического мастерства. Это настолько трудно, насколько и интересно. Конкурс мобилизует все силы организма - и физические, и моральные, и интеллектуальные. Опыт работы, мастер-классы, публичные лекции - все говорит о том, что наш конкурс с годами не стареет, молодые, сильные, творческие люди, пришедшие в школу, в честной борьбе, в проявлении своего педагогического мастерства создают облик будущей системы московского образования.

Каждый из участвующих в конкурсе (так почему-то складывается в жизни) получает не просто импульс к дальнейшей общественной жизни, но и в семейной. В год конкурса у меня родилась дочь, сейчас ей уже полгода. После победы ты по-новому смотришь на своих коллег в школе, я бесконечно благодарен своим учителям за поддержку, внимание и понимание ситуации, которые они проявили во время моего участия в конкурсе «Учитель года Москвы».

Я уверен, пройдет какое-то время, и каждый молодой учитель придет на старт конкурса «Учитель года Москвы». Почему я так в этом уверен? Да потому, что каждый из нас в какой-то момент задаст себе вопрос: «А состоялся ли я как учитель в своей профессии?». Самая большая и самая маленькая победа в конкурсе дает положительный ответ на этот вопрос.

Участие в конкурсе дает возможность видеть систему московского и российского образования в ином масштабе, по-новому оценить свое место в этой системе. Такое осознание приходит не сразу, только каждодневным трудом можно идти по пути лидерства. Это и возвращение к работе над кандидатской, и получение второго высшего образования - «Менеджмент в педагогике», и желание создать свою собственную школу.