Наш разговор с начальником отдела развития дополнительного образования и воспитания Агентства образования администрации Красноярского края Натальей АНОХИНОЙ состоялся по пути из Красноярска в Минусинск. Пять часов из окна автомашины я любовался великолепием природы, сменой природных зон и узнавал много интересного об истории здешних мест. Но главной темой беседы, конечно же, стало дополнительное образование и его развитие.

- Наталья Викторовна, модульные интенсивные школы - явление достаточно новое. Что они из себя представляют и какие задачи и цели стоят перед ними?

- С 2001 года в Красноярском крае реализуется программа развития системы дополнительного образования. Она называется «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала». За шесть лет программа доказала свою эффективность и уникальна тем, что решает несколько основных проблем. Прежде всего она направлена на старшеклассников. Красноярский край - это огромнейшая территория с разнообразной природой и большой удаленностью сел и деревень от районных центров, что не позволяет сельским детям иметь такие же возможности, какие есть у городских школьников, когда они оказываются на пороге выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Как правило, дополнительное образование дети получают в обычной школе, ходят в секции, кружки, объединения по интересам или же посещают специализированные учреждения - дома пионеров, станции юных техников, центры туризма. При этом все учреждения дополнительного образования если находятся в сельской местности, то только в районных центрах. Отсюда вырисовывается главная проблема: дети, которые проживают в отдаленных селах, не имеют возможности получить дополнительное образование в соответствии с их потребностями. Чтобы помочь сельским детям, в крае начали создавать интенсивные школы, работающие по модульным программам дополнительного образования. Программы круглогодичные, состоят из нескольких сессий. Их реализуют специальные педагогические коллективы, или «команды», которые готовит краевое агентство образования. В крае создана школа подготовки кадров для реализации интенсивных программ. В педагогические «команды» входят специалисты достаточно высокого уровня, не только квалифицированные учителя, но и ученые, преподаватели вузов. Жизнь показывает, что если у ребенка из среднего звена еще есть время определиться, то старшекласснику порой просто некуда деться. В последние годы старшеклассники практически перестали ходить в учреждения дополнительного образования, потому что им там неинтересно, а им необходимо готовиться к поступлению в вузы. Интенсивные программы направлены прежде всего на то, чтобы помочь ребенку определиться, сделать правильный выбор дальнейшего образования. Со временем мы убедились, что модульные интенсивные школы могут крепиться и успешно реализовываться в учреждениях дополнительного образования.

- В Красноярском крае всегда уделяли достойное внимание развитию детско-юношеского спорта. Как сегодня обстоят дела в этой сфере дополнительного образования?

- В целях развития массового детско-юношеского спорта и туризма в школах Красноярского края создано 447 физкультурно-спортивных клубов, в которых регулярно занимаются более 37 тысяч детей различного возраста. В школьных клубах культивируются основные игровые виды спорта - футбол, баскетбол, волейбол. Растет популярность и зимних видов: лыжных гонок, конькобежного спорта, хоккея с мячом и хоккея с шайбой.

- Как идет в крае работа по поддержке талантливой, социально активной молодежи?

- Это очень важное направление. Ежегодно из бюджета края выделяются средства на проведение предметных олимпиад, краевых интеллектуальных, творческих конкурсов, конкурсов социальных проектов. Так, в 2006 году из краевого бюджета агентству образования администрации края на эти цели выделено около 21 миллиона рублей, в том числе 8 миллионов на организацию спортивно-массовых мероприятий. Для стимулирования школьников в интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности законом Красноярского края учреждено 30 стипендий одаренным детям. В 2005 году были присуждены стипендии имени двукратного чемпиона Олимпийских игр Ивана Ярыгина пятерым воспитанникам спортивных школ из Железногорска, Канска, Красноярска, Березовского района, поселка Кедровый. Это Галина Михеева (дзюдо), Елена Вострикова (вольная борьба), Роман Усов (горнолыжный спорт), Андрей Ударцев (бокс), Игорь Полянский (полиатлон). В части поддержки талантливых, социально активных школьников 82 представителя молодежи Красноярского края удостоены премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Также в крае отработан механизм поддержки инновационных программ и проектов дополнительного образования на конкурсной основе. За четыре последних года помощь из краевого бюджета получили 280 проектно-педагогических команд из 37 территорий.