Энергичные «южане»

В 2001 году на базе детского Дома творчества «Юность» в поселке Шушенское были организованы ресурсный менеджерский центр (РМЦ) дополнительного образования и тьюторская площадка. Главное назначение центра - обеспечить старшеклассников качественным дополнительным образованием, создать условия педагогическим проектным командам сельских территорий для участия в краевых конкурсах дополнительных образовательных программ и летних проектов, менеджерское и тьюторское сопровождение новых образовательных практик - интенсивных школ и социальных тренингов.

- С 2003 года мы начали проводить социологические исследования среди старшеклассников и их родителей, - рассказывает руководитель РМЦ Павел Свинцов. - И выявили проблемы, которые характерны не только для школ нашего района, но и всего Южного округа Красноярского края. Анкетирование показало, что некоторые формы дополнительного образования не соответствуют потребностям старшеклассников, половина из них не определились с выбором дополнительного образования. Около 70 процентов учеников сообщили, что существующие секции и кружки не удовлетворяют их интересы.

В Шушенском сложился уникальный опыт - социально-образовательный тренинг для старшеклассников. Тренинг формирует у школьников активную жизненную позицию, проектное отношение к действительности, помогает решить проблему личностного самоопределения. Социальный тренинг, можно сказать, стал прологом в создании сетевой модели дополнительного образования. Сложилась достаточно четкая картина: чего хотят сельские дети и что делать подросткам, которые живут вдали от райцентра. Чтобы дополнительное образование стало доступно для каждого сельского ребенка, усилиями педагогов реализуются летние проекты - «В глубь веков» и «Жизненный иммунитет нового поколения», годовые образовательные программы школа тележурналистики «Четвертая власть» и «Сверхзадача колеса».

Деловые люди

По словам руководителя школы тележурналистики Татьяны Соковиковой, многие ребята из «Четвертой власти» хотят создать в своих учебных заведениях пресс-центры и организовать телестудии. Обучение построено так, что с каждой сессии можно безболезненно начинать годовой цикл. Осенью работают со словом и текстом. Юных журналистов учат правильно выражать свои мысли, выстраивать диалог, брать интервью, разбираться в жанрах. Зимой идет работа над музыкальным сопровождением видеоматериала.

На протяжении трех лет реализуется открытый сетевой проект «Гуманитарная среда», в рамках которого работает стационарно-выездной видеоклуб «Поколение XXI». Школьники просматривают и обсуждают художественные и учебные фильмы, находят в них актуальные молодежные и социальные проблемы. По каждому фильму дети высказывают свою точку зрения, анализируют. Все это хорошо вписывается не только в воспитательную работу классного руководителя, но и учителя-предметника.

Проект «Гражданская инициатива» направлен на воспитание неравнодушного человека, детям прививаются деловые качества, их учат менеджерскому искусству. Старшеклассники самостоятельно определяют важнейшие направления работы, оказывают помощь детям-инвалидам. Важными формами работы стали районная ярмарка школьных инициатив «Есть идея» и форум «Деловые люди», где школьники представляют свои проекты и даже реализуют их. Например, в результате переговоров президента федерации «Гражданская инициатива» старшеклассницы Татьяны Носовой с главой района в бюджет на 2007 год были включены 100 тысяч рублей для поддержки лучших школьных проектов.

Технический экстрим

Основная цель годовой образовательной программы «Сверхзадача колеса» - обеспечить равные возможности сельских ребят в области технического творчества. Как объясняет руководитель программы Иван Садаков, в нее включаются школьники и из других близлежащих районов, Ачинска и Минусинска. Основной контингент - дети из группы риска и трудные подростки. Большинство из них состоит на учете в милиции, много детей из неблагополучных семей. Осенняя сессия является основной, здесь определяются 4 технических задания. Весной проходит районная выставка детского технического творчества, защита проектов в различных номинациях. Летом ребята проводят испытания техники, сделанной своими руками, в экстремальных условиях.

На страже родной природы

На юге края развивается туризм. Образовательный проект «В глубь веков» связан с культурно-историческими памятниками среднего течения Енисея и его притоков. Дети, исследуя возможности региона, строят план развития территории и личный образовательный маршрут.

Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» организовал школу по краеведению для младших классов. Детей приобщают к русской культуре, традициям и ремеслам. Старшеклассники сотрудничают с профессиональными и научными организациями и выполняют их социальный заказ. Для привлечения большего количества детей к исследовательской работе выход на профессиональные сообщества очень важен и полезен. Таким образом, школьники убеждаются, что, занимаясь краеведением, они могут не только расширить свой кругозор, но и удачно трудоустроиться.

Интересна годовая образовательная программа «Замечательное и великое в моем районе», где дети занимаются учебно-исследовательской работой, изучают уникальные природные объекты. Старшеклассники из Шушенского Александр Жигалин, Елена Рехлова и Анастасия Владимирова сначала занимались в школьном лесничестве, потом, как говорится, с головой окунулись в науку. Елена Рехлова в этом году заняла первое место в номинации «Исследовательские работы». Анастасия Владимирова участвовала в краевом конкурсе исследовательских проектов «Зеленая планета» и по его результатам была приглашена в Санкт-Петербург на Всероссийский форум «Земля - наш общий дом».

Интенсивными школами охвачено более 2000 старшеклассников Южного округа Красноярского края. Около 70 процентов школьников их работой удовлетворены, примерно столько же будут продолжать образование, 5-7 процентов старшеклассников по итогам обучения выполнили индивидуальные технические и социальные проекты. Степень влияния интенсивных школ на профессиональное самоопределение старшеклассников можно проследить через их поступление в вузы. Здесь география широчайшая: крупнейшие города Сибири, Хабаровск, Владивосток, Москва и Санкт-Петербург. Сибирская молодежь, прошедшая интенсивное обучение, уверена в своих силах и, как правило, успешно устраивается в жизни.

Статфакт

На реализацию мероприятий по созданию условий для развития детского спорта в краевой целевой программе «Дети» предусмотрено 673,5 миллиона рублей. За счет краевой целевой программы «Дети» на 2007-2009 годы предусмотрено строительство 117 современных школьных спортивных дворов, оснащение спортинвентарем и оборудованием физкультурно-спортивных и туристских клубов. С января 2007 года за счет средств краевого бюджета (35 миллионов рублей) введено дополнительно 285 ставок инструкторов физической культуры в общеобразовательных школах. За счет субвенций, направляемых из регионального бюджета, образовательные учреждения края за три года приобрели спортивное оборудование и инвентарь на 86 млн. рублей. Для создания современной инфраструктуры массового детского спорта, внедрения оздоровительных физкультурно-спортивных технологий, обеспечивающих занятость подростков во внеурочное время, в 2006 году осуществлен проект «Мой спортивный школьный двор», на который из краевого бюджета выделено 26 миллионов рублей.

В Красноярском крае ежегодно проводится более 200 всероссийских, зональных и краевых соревнований по 45 видам спорта, среди которых наиболее популярны волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, вольная борьба, дзюдо, бокс, лыжные гонки. В спортивно-массовых мероприятиях принимают участие около 30 тысяч человек. На протяжении многих лет юные спортсмены Красноярского края входят в состав различных сборных команд России и показывают высокие результаты.