Кровавые носы уже в истории

Первого января 1990 года здание было сдано в строй. Озерновская сельская средняя школа распахнула свои двери для 700 ребятишек, хотя по проекту рассчитана всего на пятьсот. Крыша так и не была доделана, и Валентина Ивановна еще два года достраивала ее. Главная мечта директора - превратить школу в ухоженный, цветущий дом, в котором не просто учатся, а живут яркой, интересной, творческой жизнью успешные в учебе дети. Так бы оно и произошло, если бы не окаянные перемены, свалившиеся на голову в середине 90-х годов. Учителям перестали платить достойную зарплату, задерживали ее, без денег осталась и сама школа. Она постепенно хирела, ведь создавали ее в спешном порядке по проекту больницы на Украине. Поэтому в северных краях огромные южные окна стали не столько источником света, сколько генератором холода. К тому же, когда денег нет...

...И все же школа не погибла! Может быть, потому, что согревали ее своим дыханием и любовью мальчишки и девчонки, ее ученики, а также их учителя, абсолютно преданные своему делу? Дети в этой школе учились замечательные! Валентина Вшивцева называет их портовыми. Их родители работали в аэропорту на Енисее, хорошо зарабатывали и не жалели средств на книги и воспитание, а потому росли их отпрыски умными, интеллигентными ребятами.

Педагогический коллектив, сегодня крепкий и творческий, тогда еще был очень слаб. Учителя долго привыкали друг к другу, ведь часть из них была городской, из Енисейска, а часть сельская - Озерновская. Разные взгляды на детей и методику преподавания заканчивались конфликтами. Кстати, ребятня, хоть и замечательная, а тоже была разная. Вот городские с деревенскими и сходились «стенка на стенку» до кровавых носов. Каким же надо было директору стать дипломатом, чтобы из этих антагонистов (и детей, и взрослых) со временем вырос крепкий, сплоченный, а главное, творческий коллектив. И он ведь стал таким! Ушли в историю драки. Пришли различные кружки и спортивные секции. Начались иные состязания.

- Оглядываюсь назад и думаю, - говорит Валентина Ивановна, - мы выжили и сплотились в те тяжелые годы, потому что наша совесть не позволяла нам увильнуть в сторону. Мы должны были выполнять свою задачу: давать детям образование. Мне даже кажется, что коллектив окреп именно благодаря трудностям.

Местная власть не была в стороне, это было важно. Она заботилась о людях, об учителях. Задерживают зарплату, так хотя бы продуктами (дешевыми, в долг) обеспечить.

Великолепная семерка

В 1995 году в школу пришли сразу семеро молодых специалистов - выпускники Енисейской школы. Все учились в одном классе, потом поступили и закончили педуниверситет. Пятеро до сих пор работают, а двое ушли на командные должности - в администрацию и управление образования. Вот эти молодые активные учителя вместе с опытными коллегами и начали эксперимент по организации профильного обучения в школе. Во главе стоял учитель года Красноярского края Андрей Саганов. В то время начали активно говорить о профилизации образования. И Озерновская школа стала первой в районе ее осваивать. Весь учительский коллектив воспринял эту идею, вник в ее суть и начал действовать.

Конечно, это произошло не сразу. Сложно было внедрять спецкурсы. Это же дополнительная работа, к тому же за низкую зарплату. Нужно было сподвигнуть учителя работать по специальным тематическим планам. Активизировать работу с детьми.

- Мы вышли одновременно с этим на дифференциацию обучения, - продолжает Валентина Вшивцева. - Оказались первыми в районе, кто начал преподавать различные дисциплины в разных стратах, то есть группах. У нас были сильная, средняя и младшая страты. Разработали положение о стратовых группах, на которые мы разделили и учителей, и детей. Это был прообраз профильного обучения.

У истоков профильного обучения

Так, в 1998 году была утверждена концепция профильного обучения, и Озерновская школа ее приняла, начала работать. Кстати, школа была и передовой в районе, где началось внедрение программы по информатизации учебного процесса. Первые компьютерные классы в районе появились именно в селе Озерном. В школе организовали учебно-методический центр по информатике.

Постепенно год за годом школа развивалась. Конечно, учителя пытались пропагандировать свою деятельность. Но многие ничего из их опыта не воспринимали тогда, даже управление образования района. Школа была многокомплектной, потом стала двухкомплектной из-за демографического кризиса. Сегодня озерновские педагоги доказали, что можно работать по профилям и в однокомплектных классах. Пропаганда их опыта очень востребована.

Когда в крае началась апробация моделей профильного обучения, Озерновская школа продолжила свою работу под руководством краевого центра профильного обучения. Три года назад школа получила статус экспериментальной. Вот тогда-то со всеми своими наработками озерновские учителя получили доступ ко всем учреждениям образования района, а сама школа в Озерном стала базовой по профильному обучению.

Сегодня 10 школ Енисейского района организованы в «сетевку». Одна сеть - правобережная, вторая - южная и третья - озерновская. Школы в районе небольшие, малочисленные, поэтому и профильные классы тоже маленькие. Но так или иначе, а у детей есть-таки возможность выбирать. И они это с удовольствием делают. Выбирают профили информационно-технологический, физико-математический, социально-экономический и гуманитарный.

Ежегодно в районе проводят диагностику предпочтений, и уже так сложилось, что на правобережье выбирают социально-экономический и гуманитарный профили. В Озерновской школе сильные математики и информатики. А еще есть химико-биологические классы, но это в другом месте, в южной сети. Это потому, что там есть лесничества, которым нужны специалисты, и ребята выбирают соответствующий профиль. Там созданы экологические отряды и тропы, там тесная связь с лесхозом. Предполагается, что будет построен целлюлозно-бумажный комбинат. Он тоже потребует специалистов и рабочих.

Весьма популярен среди ребят социальный профиль. Краю нужны социальные работники. Даже в педколледже открыто отделение социальной педагогики, не говоря уже об университетах. Все выпускники Озерновской школы, которые закончили социально-экономические классы, поступили учиться в красноярские вузы. Сегодня больше всего желающих учиться в информационных классах. Есть также стремление получить оборонно-спортивный профиль.

В борьбе за миллион

В наш разговор с начальником Енисейского районного управления образования вступает нынешний директор школы Галина Драчук:

- Как только мы узнали, что реализуется национальный проект «Образование», то сразу решили, что будем участвовать в конкурсе. На собрании педколлектива приняли решение и начали подготовку документов. Наша инновация - это профильное обучение. Цель программы - создание условий для модернизации структуры и содержания образования в виде профильной школы с сетевой организацией учебно-воспитательного процесса. Поскольку мы давно работаем в этом направлении, то нам было на чем строить эту программу. Мы только корректировали ее.

Сетевая структура такова: каждую среду к нам в Озерное на хороших новых автобусах привозят детей из двух сел - Усть-Кемь и Верхнепашино, поскольку Озерновская школа опорная по профилю. У нас лучшие в районе математики, хорошая материальная база и потому отличный информационно-технологический профиль. Наших детей, кто выбрал химико-биологический профиль, везут в Верхнепашино. Вот такое сетевое взаимодействие.

В конце апреля все конкурсные документы были готовы, а 12 мая стало известно, что школа победила и получает миллион. Деньги поступили в июле, а в августе уже были куплены 20 компьютеров, три проектора, два принтера, а еще мебель и классные доски, сканер и методическое пособие для кабинета ОБЖ. Миллион был потрачен без проблем!

с. Озерное, Енисейский район