Образовательная камера хранения

Где-то в середине 80-х годов прошлого века в обществе все чаще и чаще стали говорить о том, что детдомовские и интернатские дети не умеют организовать свой быт. До элементарного! Многие не знали даже, что чай надо заваривать, а чтобы он стал сладким, класть туда сахар! И это было не смешно. Ведь всем уже стало очевидно, что учреждения интернатного типа не решают задач развития познавательной деятельности ребенка, формирования глубинного сценария его жизни в будущем, умения создать свою семью. Выпускники детских домов в основной массе становились людьми неуспешными, способными к самоуничтожению (алкоголизм, преступность), иждивенчески настроенными по отношению к государству и обществу.

Между тем жизнь наша в начале 90-х годов резко изменилась. На общество обрушились страшные экономические потрясения. Народ обнищал. Государство же именно в это время отказалось от какой бы то ни было регламентации жизни людей, потребовав от человека самостоятельности в решении жизненных проблем. Однако люди не были к этому готовы. Моральные устои общества рухнули. Семьи стали разваливаться. Родители, не имевшие работы и средств к существованию, становились алкоголиками, наркоманами, опустившимися злобными существами, потерявшими всякую ответственность перед родными детьми. Все это породило страшное по своему цинизму явление: массовое социальное сиротство. Миллионы голодных и оборванных беспризорников заполонили страну. Почти у всех из них родители были живы.

В этих условиях все еще существовавшая система «советской государственной» защиты детей, конечно же, оказалась не соответствующей возникшим проблемам, недееспособной, неэффективной. Из 53 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае 31 расположено в селе, половина из них - в селах с населением от 300 до 700 человек. Как правило, в них нет ни библиотеки, ни Дома культуры, ни медицинского пункта, ни даже почты. Главная проблема этих учреждений - дефицит директоров, специалистов психолого-педагогической службы, призванной реабилитировать и социализировать воспитанников. Такой детский дом или интернат совершенно определенно давно уже потерял статус образовательного и превратился в «камеру хранения» с крайне непрофессиональной работой воспитателей. Доказательством тому стала склонность к побегам и правонарушениям большинства ребятишек, их повышенная агрессивность и неуспешность в учебе, абсолютная неподготовленность к самостоятельной жизни.

Необходима новая система государственной поддержки семьи и ребенка, с одной стороны, и профилактики социального сиротства - с другой, такое решение созрело в Агентстве образования администрации Красноярского края. И началась работа по созданию концепции реструктуризации системы государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные проблемы при создании такой системы сосредоточились на организационно-управленческих действиях. Нужно было изменить работу органов опеки и попечительства, педагогических кадров, всю деятельность интернатных заведений. Основную роль в этих изменениях взяли на себя чиновники агентства, специалисты института повышения квалификации работников образования, краевой центр психолого-медико-педагогического сопровождения. Одновременно с этим педагогическое сообщество осваивало и вводило в жизнь семейные формы устройства детей-сирот. Жизнеспособными оказались опека и приемные семьи.

Каковы же стали задачи и принципы реструктуризации системы детских домов и интернатов? Прежде всего нужно было реконструировать эту систему: разработать и ввести в практику новые модели учреждений социально-педагогической поддержки детства; улучшить качество жизни детей, обеспечив им достойные стартовые возможности в образовании, реабилитации и устройстве в самостоятельной жизни, реализовать право каждого ребенка на семью, развивая институт замещающей семьи; обучить педагогические кадры в соответствии с современными подходами к образованию детей и спецификой воспитания сирот.

Уже с 2000 года профессиональная деятельность специалистов детских домов стала принципиально иной с использованием проектно-программного подхода. Воспитатели осваивают превентивные программы: «Общение и конфликты», «Критическое мышление», «Экономическая школа». К 2005 году таким образом сумели подготовить 12 команд воспитателей, а это более 70 человек. Изменился и взгляд на предназначение детского дома. Теперь это образовательное пространство, обеспечивающее успешное общее среднее и дополнительное образование воспитанников. Это также сопровождение семьи и ребенка. Многовариативная поддержка детства: психолого-педагогическая, социально-трудовая, специально-педагогическая.

Ликвидируем проблемы

Разработаны были и этапы реализации концепции по изменению системы детских домов края. На первом, уже состоявшемся, уровне изменений необходимо было создать новые структуры в самих детских домах. Такими структурами стали центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогические, социально-реабилитационные и специальной педагогики и дифференцированного обучения детей со специальными возможностями. На этом этапе были также созданы четыре образовательных округа. В восточный округ вошли тринадцать, в западный - десять, южный - девять и северный - восемь учреждений. В каждом из этих округов был определен базовый детский дом для организационно-методической работы с детскими домами и структурным подразделением «Ресурсный центр психолого-медико-социального сопровождения».

Все это позволило ликвидировать многие проблемы детских домов, особенно в воспитании детей, поднять его на достаточно высокий профессиональный уровень, создать такую систему, которая дает возможность устроить детей в семьи, увеличить количество воспитанников, получающих общее среднее образование, а значит, и поступающих в вузы и средние специальные заведения.

Одновременно меняется и организационное устройство самого детского дома. До сих пор действуют два принципа организации детей: возрастной и половой. Теперь же появляется возможность создавать мобильные группы, чтобы реализовать какой-либо проект. Создается возможность построения образовательного пространства для каждого ребенка.

Осуществление этого первого этапа реструктуризации сети краевых детских домов уже состоялось. Дополнительных финансовых расходов он не потребовал. Закрыты четыре детских дома из них два - ветхих, старых деревянных, а следовательно, пожароопасных. Уже сегодня многие воспитанники востребованы семьями. Приживаются патронат, опека, приемная семья. В ближайшем будущем все четыре созданных уже базовых детских дома будут иметь филиал психолого-медико-педагогической комиссии, социальную гостиницу, филиал централизованной бухгалтерии. Детские дома будут располагать социально-педагогическим пакетом программ для реагирования на особые потребности детей-сирот. Специальные (коррекционные) школы-интернаты переведут на 12-летнее обучение, реабилитацию и профессиональную подготовку воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При этом возможности детских домов существенно расширятся за счет развития сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования.

...Однажды министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сказал, что через пять лет в России не станет детских домов, все дети обязательно будут определены в семьи. Розовая мечта? Как сказать! Конечно, пять лет срок слишком уж маленький. Однако если внимательно изучить концепцию красноярцев, то уже сегодня можно сказать: а ведь это реально. И, честное слово, сердце наполняется радостью при мысли о том, что и в самом деле можно устроить каждую детскую судьбу. Дать ребенку возможность стать успешным и счастливым.