Что представляют собой культурные модели школ? К числу таких школ принадлежит лицей №62 Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан, в статусе республиканской площадки реализующий экспериментальную программу «Формирование культурообразующей среды образовательного учреждения». Лицей - одно из инновационных учреждений с богатыми исследовательскими традициями. Он носит звания «Школа года России» (2001 год) и Академическая школа (2004 год), награжден дипломами «Знак качества образования за многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников» и «Школа высшей категории 2004», включен в энциклопедию «Лучшие школы России».

В своей инновационной деятельности педагогический коллектив лицея исходит из отношения к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где осуществляется природо- и культуросообразное развитие личности ученика, приобщение к ценностям общечеловеческой и национальной культуры и приобретение опыта культурного поведения.

Подводя итоги многолетней и плодотворной работы по научно-методической теме «Формирование позитивной «Я-концепции» ученика и учителя в учебно-воспитательном процессе», педагогический коллектив лицея выделил для дальнейшего исследования проблему становления гуманитарной культуры личности ученика через формирование культурообразующей среды лицея.

Что представляет собой культурообразующая школьная среда? Это совокупность предметно-пространственного, информационного и событийного окружения ученика в пространстве школы, реализующая культурную миссию образования. Такая среда не возникает сама собой ни в школьном здании, ни на уроке, ни в ученической среде. Как и любая другая развивающая среда, культуросообразная среда школы должна быть грамотно спроектирована и организована.

Педагогический аспект управления процессом формирования культуросообразной среды лицея представляет собой четкую образовательную стратегию со следующими принципами: усиление культурной направленности всех составляющих школьной среды; развитие и наращивание субъектной сущности «Я» ребенка; обеспечение индивидуально-творческого подхода к обучению и воспитанию; диалогизация образовательного процесса; сотрудничество и сотворчество его субъектов; психолого-педагогическое диагностическое сопровождение образовательного процесса.

Цель создания культурообразующей среды определена коллективом как организация таких условий обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию духовно-нравственной и интеллектуальной культуры, культуры жизненного и профессионального самоопределения, экологической культуры и культуры здоровья, педагогической культуры родителей и профессионально-педагогической культуры учителей. Исходя их этого определены и задачи развития образовательной деятельности: в содержательном компоненте - реконструкция содержания образования с позиций культурологического подхода, усиление гуманитарного и гуманистического аспектов; в методическом - активное внедрение диалогового и проблемного обучения, поисковых и личностно ориентированных методик; в предметно-пространственном - следование эстетическим канонам школьного дизайна, создание комфортных условий для внутришкольной жизнедеятельности; в организационно-управленческом - развитие управленческой культуры.

Какие условия создаются в лицее в целях превращения внутришкольного пространства в культурообразующую среду? Во-первых, идет облагораживание и «очеловечивание» предметно-пространственной среды лицея, достижение внешней красоты внутреннего убранства школьного здания, развитие активной заботы и хозяйского отношения детей и взрослых к предметному миру школы. Во-вторых, ведется вдумчивая педагогическая работа над повышением культурного уровня поведенческой среды как целой гаммы отношений учеников, педагогов и родителей между собой. В-третьих, усиливается личностно-ориентированная направленность учебно-информационного окружения учащихся, развитие их интеллектуального и познавательного потенциала. В-четвертых, осуществляется педагогическое и психологическое влияние на событийную среду как совокупность событий, попадающих в поле зрения школьников, служащих предметом анализа и оценки, поводом к размышлению и основанием для жизненно важных выводов.

Главным созидателем и хранителем культурообразующей среды образовательного учреждения, несомненно, остается педагог. Педагоги лицея осознают и учитывают факт - культурой нельзя вооружить как знаниями, ее невозможно сформировать как умение или навык. К культурным ценностям ребенка можно лишь приобщить на личностно смысловом уровне, ибо культура осваивается и присваивается в результате собственной сложной сознательной интеллектуальной, духовной или практической деятельности. Поэтому школа, если она стремится к культурной модели, не только расширяет культурное информационное поле учащихся, но и чаще ставит их в условия, когда они сами начинают действовать культуросообразно, умно и творчески, включаются в широкую культурную деятельность.

Гузель ГАЙСИНА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы