Давно известно, что ученики предъявляют к учителю свои требования, иногда более жесткие, чем их родители. Оказывается, дети более консервативны, и их стереотипы школьного образования поражают даже опытных учителей. Например, Александр К., ученик восьмого класса одной из благовещенских школ, успеваемость у которого неблестящая и много пропусков уроков, на вопрос, почему он учится без старания и часто пропускает уроки, ответил, что посещает в основном те предметы, на которых интересно, учитель уважительно относится к ученикам, обладает юмором, любит их и самое важное - педагог сам хорошо знает предмет и требует этого от учащихся. На вопрос о важных качествах учителя ответила ученица того же класса, отличница Ксения Л.: «Я хочу, чтобы учителя больше от нас требовали, учили правильно действовать, шутили на уроках, контролировали выполнение домашнего задания и не давали слишком много свободы». Два разных уровня воспитанности и обученности, но дети сходятся в одном, что они совсем не против классических рамок «учитель - ученик».

Конечно, понятие «авторитарный» носит негативный оттенок, поэтому лучше ввести термин «традиционное воспитание», которое в отличие от свободного или гуманистического было бы странно называть античеловечным. Когда учитель говорит о традиционном воспитании, он подразумевает образование по единой, с некоторой дифференциацией, программе для всех. А значит, ориентация на определенный уровень академических знаний учащихся и формирование личности в соответствии с эталоном и управлением процессом со стороны учителя предполагают наличие требований, распоряжений, регламентирующих обучение и воспитание учащихся.

Но в последнее время эти нормы устарели. Школа больше ориентируется на личные успехи ученика, его самочувствие, самовыражение, саморазвитие, поиск индивидуальности, то есть идет сближение отечественного образования с образованием стран Северной Америки и Западной Европы. В этих странах делают упор прежде всего на личность учащегося, а роль учителя заключается в организации минимальных требований, обеспечивающих безопасность ученика. Это то, что мы называем «свободный характер обучения».

Менталитет российской школы не может полностью принять западное мировосприятие, ориентированное на создание идеала самореализующейся личности. Вспомним традиции русской и советской культуры, когда интеллигенция ставила вопросы о мировом развитии общества, герои литературы страдали «вселенской скорбью», а подростки с задором распевали: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Стоит ли отказываться от тех высоких гуманных идеалов, которые давала выпускникам - и довольно успешно - «авторитарная» школа, чтобы насаждать автономию и саморазвитие личности «гуманистической» школы, которую все больше критикуют на Западе за ее крайний индивидуализм и америкоцентризм? Западные педагоги взяли ориентацию на построение новой модели школьного образования с элементами английской (авторитарное обучение в частных школах) и русской классических школ. Они пришли к отрицанию высокой степени свободы личности ребенка в образовательном процессе, так как эта установка формирует нравственную позицию ученика, где сверхценность - индивидуальный успех, что в свою очередь лишает человека социальных связей, разделяет людей.

Гуманистическая педагогика не означает разгильдяйства, напротив - это строгость учителя, требовательность, правильное употребление власти, не нарушающее норм этики. Возможно, в современных условиях модернизации российской школы каждый учитель волен выбирать из обилия предложенных инноваций свою, близкую ему методику преподавания предмета, но необходимо помнить, что учитель - это мудрый ответственный взрослый, который при всем уважении личности ребенка должен не идти за ним, а вести за собой.

Татьяна МИШУТО, Благовещенск, Амурская область