«В Калининградской области полным ходом идет реформа образования. Она предусматривает оптимизацию сети общеобразовательных учебных учреждений путем реорганизации малых школ. Согласно концепции реструктуризации, утвержденной приказом Министерства образования РФ № 103 от 16.01.2002 года, ее основная задача - обеспечить повышение качества образования.

Краснолесенская средняя школа является ярким примером того, что дело обстоит иначе. На деле фактическая причина реорганизации сельских школ заключается не в стремлении улучшить качество образования, а прежде всего в элементарной экономии средств. Даже успешная школа становится претендентом на сокращение только из-за малого количества учеников и, как следствие, недостатка финансирования.

Опыт Краснолесенской школы показал, что реформа образования, проводимая на селе, не учитывает многие факторы: не берутся в расчет данные о росте населения, миграционная политика региона, перспективы развития села, а также вопрос: как отразится реорганизация школы на культурной, социальной и экономической жизни поселков и, самое главное, на здоровье и безопасности детей. Никогда ликвидация культурного или образовательного учреждения не приводила к улучшению качества жизни населения.

Законодательно сельские школы в России защищены, но в реальности идет их уничтожение независимо от фактического состояния образовательного процесса в них и желания родителей.

В этой ситуации жители Краснолесья отстаивают права своих детей на безопасность, на получение образования, право на развитие своего поселка и право на его будущее.

Министр образования Калининградской области Наталья Шерри говорит о времени перемен, времени «нового информационного общества». Если сокращение школ, уничтожение поселков - это признак нового времени, то в какое будущее мы идем?!

Если проводимая реформа вскрывает столько проблем и вопросов, может быть, необходим критический анализ происходящего, его широкое обсуждение в обществе, а также разработка других подходов к улучшению качества образования в нашем регионе.

Уверены, что реформа образования требует иных, не деструктивных, а более конструктивных подходов. Нашей области жизненно необходима программа сохранения малых школ и развития поселков. Необходимо обратить внимание на улучшение качества жизни сельских учителей, программы повышения их квалификации, материальную базу школ. С трудом верится, что в государстве нет денег на свое будущее, что оно хочет выглядеть в глазах не только своей, но и международной общественности как государство, не заботящееся о развитии села, государство, в котором закрывают школы.

Бездумное проведение так называемой реформы образования привело к конфликту в поселке Краснолесье. С одной стороны, реорганизация хорошей школы из-за финансовых причин, с другой стороны, категорический отказ родителей отправлять детей в другие школы, так как это неизбежно приведет к повышению физической и психологической нагрузки на детей, а также поставит под угрозу их здоровье и безопасность в связи с перевозками по аварийно опасным дорогам.

Именно мы, родители, несем полную моральную и гражданскую ответственность за жизнь и здоровье своих детей. В том числе и по Семейному кодексу РФ, согласно п. 1 ст. 63 которого родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

На практике оказалось, что мнение местных жителей, родителей учеников, учителей и самих учеников абсолютно ничего не значит при принятии решений о реорганизации школы. Министр образования Наталья Шерри в прессе заявила, что «реструктуризация школ - это прежде всего поиск оптимальных моделей существования каждого учебного заведения в отдельности». Но ни учащиеся, ни учителя, ни родители Краснолесья не видят в реструктуризации школы перспектив для развития.

Обращение граждан о необходимости сохранения основного статуса Краснолесенской школы, принятое единогласно на собрании жителей поселка Краснолесье 19 августа прошлого года, осталось полностью проигнорированным администрацией муниципального образования «Нестеровский городской округ», районным Советом депутатов, правительством области в лице Министерства образования и другими органами власти.

И первого сентября вступило в силу постановление главы администрации МО «Нестеровский городской округ» о реструктуризации Краснолесенской основной школы, которое было подписано главой администрации Натальей Чавычаловой еще в конце апреля 2006 года.

Родители, уверенные в беззаконности действий администрации МО «Нестеровский городской округ», еще в июле обратились в суд.

С целью разрешения конфликта в середине сентября состоялась встреча группы депутатов областной Думы, представителей Министерства образования области и администрации Нестеровского муниципального образования с родителями учеников. На встрече было принято решение: временно, до окончания судебного разбирательства о правомочности реорганизации школы в поселке Краснолесье, перевести детей для обучения в филиал Гавриловской школы, созданный на базе Краснолесенской школы. Решение было срочным, так как подавались документы на государственное финансирование на 2007 год. Депутаты областной Думы выступили гарантами этого решения.

По результатам встречи между администрациями Нестеровского и Озеровского муниципальных округов 3 октября 2006 года, исходя из интересов жителей муниципальных образований, было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, согласно которому стороны взяли на себя обязательства об установлении взаимодействия в сфере обеспечения образования учащихся, проживающих на территории микрорайона поселка Краснолесье.

Родители учеников написали соответствующие заявления о приеме их детей в филиал. Однако этот филиал не создан до сих пор. Точно так же, как и филиал Побединской школы, предложенный родителям полтора месяца спустя после первого решения. Можно только догадываться о логике и удивляться непоследовательности действий администраций Нестеровского и Озерского районов. Это говорит либо о неспособности, либо о нежелании выполнять свои обязательства.

3 ноября 2006 года суд Нестеровского района вынес свое решение: отказать в протесте жителям поселка Краснолесье. В суде было однозначно доказано, что единственной причиной реорганизации Краснолесенской основной школы в начальную школу-детский сад стал дефицит финансирования, к которому привели региональные нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений. Судебное расследование также показало, что методика расчета этих нормативов не соответствует Закону РФ «Об образовании». Этот же факт признала и Прокуратура Калининградской области. Кассационная жалоба жителей на решение и ведение судебного процесса Нестеровским судом была рассмотрена областным судом и отклонена 20 декабря.

В настоящее время Прокуратура Калининградской области обратилась в областной суд по вопросу законности методики расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования в дневных общеобразовательных учреждениях и вечерних (сменных) общеобразовательных школах. Таким образом, вопрос о правомочности реорганизации школы в Краснолесье остается открытым...»

Из открытого письма министра образования Калининградской области Натальи Сергеевны Шерри к жителям поселка Краснолесье и педагогам Краснолесенской сельской школы:

«Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельства... В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий, и если не находит, то создает их сам».

Бернард Шоу

Сегодня мы наблюдаем рождение нового информационного общества. Стране нужны образованные, предприимчивые люди. Мало обеспечить всех жителей области доступным образованием, необходимо гарантировать его качество. Недоукомплектованные в соответствии с нормативами классы не дают возможности создавать в школе полноценную учебно-материальную базу, вводить элективные курсы, осуществлять профильное обучение, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для каждого ребенка.

Спросите у своих детей: хочется ли им играть в футбол или баскетбол со сверстниками? Ответ очевиден. А ведь для этих игр необходимо собрать, как минимум, две команды по 5-10 человек в каждой! Кроме того, обучаясь с двумя-тремя сверстниками, ребенок не получает полноценной практики социального общения, что снижает его конкурентоспособность в дальнейшем.

Мне хочется привести по этому вопросу мнение директора Добринской средней школы Гурьевского района: «Не нужно бояться перемен. Если мы объединим кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы, от этого выиграют все: учащиеся, педагоги, родители, думающие о будущем своих детей».

Удивляет позиция директора и педагогического коллектива Краснолесенской школы в сложившейся ситуации. Вместо естественного волнения о судьбах детей и школы в целом я прежде всего услышала от них вопрос: «А что будет со мной? Мне до пенсии по выслуге лет осталось два года». Конечно, педагоги школы заинтересованы в сохранении своих рабочих мест. Человеку свойственно осторожно относиться к различным переменам и новациям. Но в динамично развивающемся обществе перемены неизбежны».

«Калининградская правда» №154 (16585) от 19 августа 2006 года. http://www.kaliningrad.ru/forum/index.php?showtopic=22694)

От редакции

Мы связались с Алексеем Соколовым, членом инициативной группы родителей и учителей, преподавателем химии и биологии Краснолесенской школы, и попросили его рассказать о том, что было после пресс-конференции в Калининграде.

- Состоялось заседание Комитета Калининградской областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту, - рассказал Алексей Александрович. - Найдено компромиссное решение: школа превращена в начальную школу-сад, зато в Краснолесье создан консультационный пункт вечерней школы города Нестерова. И ребята с пятого по восьмой класс (а также старшеклассники, у нас их всего несколько) занимаются теперь в консультационном пункте. Существовать он будет до 31 мая.

- Что это значит?

- Официально у них занятия в объеме программы вечерней школы - по часу в день. Но на самом деле они занимаются, как в обычной дневной школе, - по пять-шесть уроков.

- А как получают за это учителя?

- Учителя числятся в консультационном пункте и зарплату получают по нагрузке вечерней школы. Это, конечно, намного меньше того, что они должны были бы получать за свой реальный труд.

- Сколько же времени учителя работали бесплатно?

- С первого сентября прошлого года по первое февраля нынешнего.

- И на что же они существовали?

- Некоторые в свободные дни ездили работать в школу в поселок Дубовая роща (за 12 км от Краснолесья. - М.Р.). Кто-то получал деньги в нашей школе как педагог продленного дня. Преподаватель русского языка и литературы Любовь Владимировна Михаленко уже на пенсии, но продолжает работать у нас. Все эти пять месяцев она не получала зарплаты, а работала при этом с полной отдачей. У меня есть работа в Калининграде, так что я несколько дней в неделю работаю там, а несколько дней - здесь (от поселка до города 150 километров. - М.Р.). Ясно, что школа уже никогда не станет такой, какой она была раньше. Но и нынешнее положение не устраивает жителей поселка. Ведь у нас наблюдается рост населения. В Краснолесье есть рабочие места: Нестеровский лесхоз и Краснолесенский песчано-гравийный карьер. К нам приезжают те, кто хотел бы переселиться в Россию на постоянное место жительства. Но кто же захочет оставаться, узнав, что в поселке нет хотя бы девятилетней школы? Суд еще не дал ответ, правомерно ли было «реорганизовывать» нашу школу по финансовым причинам. С дорогами тоже ничего не изменилось к лучшему. По ним постоянно курсируют лесовозы и грузовики с гравием, грунтовка разбита. Обещают капитальный ремонт. Сейчас мы ведем переговоры с муниципалитетом Нестеровского района и Министерством образования Калининградской области по распределению обязанностей и ответственности. Жители поселка взяли на себя задачу составить свой перспективный план развития школы.

P.S. «УГ» будет следить за развитием ситуации.