- В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908) квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет.

Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.

Заявления на продление второй квалификационной категории должно быть адресовано местному органу управления образованием. Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.

Такие разъяснения даны в письме Минобразования РФ от 07.02.2003 №03-8ин/22-03.

- Может ли администрация школы требовать проверки деятельности учителя? Входит ли в обязанности учителя подчиняться графику проведения предметных недель, контрольных работ, открытых уроков, плану изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта? Многие учителя препятствуют такому планированию и контролю, ссылаясь на то, что директор школы требует выполнения функций, не входящих в должностные обязанности учителя.

- Проверка деятельности учителя может осуществляться на основании Положения о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении. При этом нужно иметь в виду и положения письма Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

Так, в письме предусмотрено, что проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:

- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;

- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;

- подготовки к аттестации образовательного учреждения;

- подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

- по обращению родителей обучающихся.

Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).

В должностные обязанности по должности учителя, в частности, входит систематическое повышение своей профессиональной квалификации и участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы. В этой связи учитель не должен уклоняться от одной из главных составляющих методической работы - изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта, в том числе от проведения открытых уроков, предметных недель.