И все-таки каково сегодня дополнительное образование? Каковы его проблемы и общие тенденции? Именно в контексте этих вопросов проходило общение участников конференции. По мнению директора ДТЮ Владимира КИСЕЛЕВА, прежде всего изменились приоритеты в основных функциях учреждения.

- Если применимо к нашему дворцу, то недавняя история напомнит нам, что главными функциями у школьного учреждения, каковым тогда являлся дворец, были инструктивно-методическая, культурно-массовая и организация деятельности кружков для школьников по разным направлениям деятельности. Сегодня, как нам кажется, на первом месте стоит образовательная деятельность. На втором - научно-методическая, на третьем - организационно-массовая. Возможно, это утверждение кто-то сочтет спорным. Вместе с приоритетами изменилось и качество функций, которые теперь определяют новый облик дворца в соответствии с тенденциями в современном образовании. Это такие ключевые понятия, как непрерывность образования, его новое качество, его доступность, инвестиционная привлекательность образовательной сферы. Я считаю, что мы обеспечили серьезный старт системным изменениям в образовательной деятельности учреждения. Первое, мы достигли определенной открытости образования перед обществом и, как следствие, получили более активное участие общественных институтов и гражданского общества в жизни учреждения. Формирование благоприятного общественного мнения является для нас сегодня существенным аспектом работы. Отзывы на форумах бывают не всегда хвалебными, но именно из непредвзятого мнения можно выяснить новые потребности общества и постараться ответить на них. Идеи непрерывности образования нам не только понятны, но и целенаправленно взращивались на протяжении многих лет, и сегодня мы выстраиваем систему образования во дворце от его предшкольного этапа до этапа постдипломного педагогического образования. Но основная цель: предоставить и ребенку, и подростку, и взрослому возможности для обновления, развития, совершенствования на каждой ступеньке освоения знаний. Созданная система позволяет выстраивать такие образовательные модули, которые любой ребенок или взрослый может выбрать для себя сам. Главное, чтобы было что выбрать. А это значит, что мы постоянно должны создавать и стимулы к непрерывному образованию, и условия для него. Так был создан Аничков лицей, разработан обширный набор элективных курсов для школ в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. Исходя из идеи непрерывности образования при поддержке властей реализуется множество новых проектов: открыты новые детские объединения, создан олимпиадный центр.

Деятельность учреждения сегодня требует новых управленческих решений. У нас не было подготовленных менеджеров, но сегодня во дворце создана стройная система управления. Каждый заместитель директора курирует то или иное направление деятельности, еженедельно мы собираемся для решения оперативных вопросов, для постановки задач, определения приоритетов на предстоящий период. Раз в месяц собираются руководители всех структурных подразделений дворца. Большое совещание позволяет определить план на ближайший месяц, подвести итоги крупных мероприятий, обменяться мнениями. Таким образом, сформирована команда лидеров.

Необходимость решения актуальных задач продиктовала создание абсолютно новых служб и ориентиров. Для этого мы активизировали старое штатное расписание, сократили часть традиционных для нас ставок и ввели новые. Часть ставок мы ввели внештатно из внебюджетных средств. О чем идет речь? Это создание юридической службы, отдела договоров и государственных заказов, отдела информационных технологий и компьютерного обеспечения, аудиовизуальной, редакционно-издательской службы, отдела внебюджетной деятельности и рекламного обеспечения.

У нас также популярно создание рабочих групп по изучению новых для нас проблемных вопросов. Задача их - подготовить методическое пособие, раскрывающее пошаговую технологию реализации новых документов, поступающих из органов управления образованием, органов финансового управления и контроля и других руководящих ведомств. Такие же группы мы создаем для решения творческих, перспективных вопросов.

В докладах и на секционных заседаниях конференции многие участники мероприятия поднимали одну из главных проблем дополнительного образования - финансирование. Вернее, недофинансирование. Как говорят директора и педагоги дворцов творчества, не хватает бюджетных денег на пошив костюмов, изготовление декораций, на оснащение для научно-технических направлений. Для того чтобы содержать сегодня творческий коллектив любой направленности, нужны материальные средства, и немаленькие. Каждый находит свой выход: кто-то прибегает к помощи родителей, кто-то зарабатывает внебюджетные средства. Поможет ли в этой ситуации переход на нормативно-подушевое финансирование? Участники конференции пока не знают. Четкая методика расчетов для учреждений допобразования еще не прописана. За основу пока берется общий плановый показатель, а как он будет рассчитываться постатейно, неизвестно. К проблемам участники конференции также отнесли вопрос оптимизации сети учреждений дополнительного образования. Есть тенденция к их укрупнению, а это не всегда целесообразно. Часто не учитываются направленности учреждений, их уровень. Оптимизация штатного расписания, по сути, сводится к сокращению, и руководители вынуждены изыскивать возможности внутри, хотя функционал учреждения не уменьшается, то есть задачи, которые стоят перед учреждением, должны быть реализованы. Увеличивается зарплата педагога, и с этим увеличиваются их функциональные обязанности при сокращении штатной численности. Поэтому сегодня каждый руководитель в рамках той самостоятельности, что ему предоставлена, должен искать возможности заработать деньги, умело распределить нагрузку в коллективе.

Кстати сказать, понятие нормативно-подушевого финансирования известно и за рубежом. К примеру, Галина Шкляр, директор Минского государственного дворца детей и молодежи, рассказала, что в Белоруссии есть такое понятие, как бизнес-планирование. Каждое учреждение должно иметь свой бизнес-план, который включает программу развития самого учреждения, в том числе и его материальной базы. Это привязано к проектным возможностям и определенным количественным показателям.

Галина Шкляр подчеркнула, что конференции, подобные этой, крайне необходимы:

- Хотя мы идем во многих вопросах вровень, но все же нам есть чему поучиться у петербургских коллег. Прежде всего интеграции науки и практики. Петербург - город науки, и она здесь повернута лицом к детям. У нас, увы, считанные люди науки занимаются проблемами учреждений дополнительного бразования. Мы в этом году предложили Министерству образования создать временный творческий научный коллектив вместе с педагогическим университетом по отработке новой модели учреждения допобразования и подготовке учебно-методического пособия по этой теме.

Санкт-Петербург