Конкурсов, подобных этому, в России пока нет. Вероятно, где-то в регионах и определяют лучших заведующих, воспитателей, а вот чтобы так, в системе, да еще давая оценку не просто заботе о ребенке, а еще и комплексной деятельности ДОУ, на это пока в регионах не замахиваются. Слишком сложное это дело, ведь к детским садам порой относятся как к учреждениям по уходу за детьми, лишь между делом занимающимся их развитием. Такой подход неверен, ведь именно в детском садике закладывается тот фундамент, что потом, в школьные годы, поможет ребенку стать успешным в учебе. Не случайно учредителями конкурса вместе с Департаментом образования стали городские педагогические вузы (Московский институт открытого образования, Московский городской педуниверситет, Московский гуманитарный пединститут, Городской психолого-педагогический институт) и центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца.

Участники московского конкурса представляли серьезные материалы о своей деятельности, демонстрировали понимание всех тех педагогических, методологических, психологических проблем, которые нужно сегодня решать коллективам ДОУ. Кстати, соревновались именно коллективы, своеобразные команды, которые сложились и занимаются инновационной деятельностью. Эти материалы оценивали те члены жюри, которые имеют довольно высокий авторитет в научных и преподавательских кругах, известны своими разработками и публикациями. Скидок детсадовцам такие серьезные люди, конечно, не давали. Впрочем, на скидки конкурсанты и не рассчитывали. С другой стороны, в жюри были победители прошлогоднего конкурса «Детский сад Москвы», известные в городе и в округах практические работники ДОУ. Они придирчиво и серьезно оценивали уровень решения конкурсантами самых сложных сегодняшних проблем. В результате напряженной борьбы в шести номинациях победителями стали: детский сад №2452, детский сад с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников №521, детский сад компенсирующего вида №2245, детский сад комбинированного вида №741, малокомплектный детский сад №4, центр развития ребенка - детский сад №2333.

В нынешнем московском конкурсе было одно существенное отличие от прежнего. Дело в том, что в Москве за 2006-2007 годы должны построить в целом более двухсот новых детсадовских зданий. Это значит, что дошкольное образование столицы получит суперсовременные садики с бассейнами, спортзалами и прочим, что пока для многих остается мечтой. Это значит, что новые детсадики оснастят и современным обучающим и игровым (и даже компьютерным) оборудованием. Возникает резонный вопрос: а как работать в таких детских учреждениях педагогам, какие модели реализовывать? Ответ на этот вопрос 41 финалист искал в ходе неожиданно предложенного жюри испытания: конкурса моделей «Детский сад будущего».

Презентация моделей была, конечно, зрелищем удивительным. Какие-то команды детских садов говорили о том, чего им не хватает в работе, и рисовали благостные картины оснащения и переоборудования существующих зданий. Но были и такие, кто в своих мечтах уходил далеко вперед и говорил о том, что пока, вероятно, никому, кроме них, в голову не приходит. Одно было понятно сразу: в столичных детских садах работают очень серьезные, умные, думающие люди. Лидерами в этом сложном испытании стали: центры развития ребенка - детские сады №№577, 2321, 2333, 403, 861, 2452, чьи модели были признаны лучшими. Остановка за малым - реализовать эти модели на практике.

От редакции

В 2007 году «Учительская газета» совместно с благотворительным фондом «Вольное дело» объявила конкурс «Детский сад будущего» (№№ 1, 4). В следующем номере газеты читайте форму подачи заявки на Всероссийский конкурс.