Очень важно, чтобы в стремлении сократить расходы на коммуналку директора школы поддерживали школьные работники, учителя и ученики. Например, за тем, чтобы не горел свет в пустых классных комнатах, в нашей школе следят не только учащиеся дежурного класса, которым это вменено в обязанность, - лампочку выключит любой проходящий мимо, будь это педагог или младшеклассник. Кухонные работники экономят энергию, выключая плиты по возможности рано. К сожалению, как и большинство старых школ, наша имела кухонные плиты, у которых одновременно включались все четыре конфорки и духовка. В новых плитах все это можно включать и выключать раздельно. Мы нашли выход: попросили помощи у одного из родителей, не финансового магната, а замечательного мастера-умельца. Умелец помудрил-помудрил и сделал так, чтобы и в нашей старой плите конфорки и духовка включались раздельно.

Экономить тепло, вне всякого сомнения, помог бы теплосчетчик. И мы нашли бы на него средства, будь он нужен в единственном числе. Но наша школа, как и многие укрупненные сельские школы, представляет собой сейчас комплекс из нескольких помещений. В этом учебном комплексе занимаются дети разных возрастов из десяти близлежащих деревень. Таким образом, под крышей школы объединены четыре здания: в первом старшие классы, во втором начальные и школа искусств, в третьем дошкольные группы, в четвертом отапливаемый гараж и мастерские для занятий старшеклассников, обучающихся профессии тракториста. Несложный подсчет неутешителен: такому укрупненному учебному комплексу требуется не один, а четыре теплосчетчика. Тут даже наш обычный принцип «лучше меньше, да лучше» не сработает, поскольку даже постепенно мы не сможем такое количество счетчиков приобрести. Мое предложение: чтобы не возникало подобных проблем, нужно, чтобы хотя бы для новых, только вводимых в строй школ изначально в проектно-сметной документации были заложены средства на установку счетчиков воды и тепла.

Экономии помогает и элементарная профилактика. Задолго перед началом каждого учебного года мы проверяем в своей школе состояние водопроводных труб, электрических сетей, окон, дверей. Никакой водомер не даст экономии, если неисправен водопровод. Тепло будет уходить из классного помещения даже при хорошем отоплении, если на дверях класса не отрегулированы пружины. И подобных примеров можно привести много.

Мы понимаем: в погоне за экономией не следует забывать и про соблюдение санитарно-гигиенических норм. Этим нормам, например, соответствуют не все типы люминесцентных ламп. Необходимо регулярное проветривание воздуха в классе. Чтобы при проветривании из классных помещений уходило минимальное количество тепла, в нашей школе составлен также график проветриваний. Каждой осенью плотно заклеиваются оконные рамы за исключением форточек.

Любовь ПАВЛОВА, директор школы, дер. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область