Департамент образования Омска вместе с британским «Советом по полевым исследованиям» города Шрусбери выиграли грант английской благотворительной организации «Партнерство для европейского сотрудничества в области охраны окружающей среды» на проведение международного проекта «Образование для устойчивого развития и изменения климата. Создание эффективной системы энергосбережения в школах города Омска в 2006-2008 годах».

Школы - серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. И сохранить его непросто - прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Меж тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Для участия в проекте выбраны два учебных заведения Омска - гимназия №85 и школа №117. Обеим больше полувека.

- Внедрить энергосберегающие технологии в новостройках каждый сумеет, - говорит Надежда Разживина, директор Департамента образования Омска. - А вот сделать содержание крупных четырехэтажных зданий сталинской постройки менее затратным - этому надо учиться. В 2006 году благодаря городской программе энергосбережения удалось оснастить все омские школы счетчиками учета. Это наверняка поможет более ответственно относиться к тратам.

Коллектив гимназии №85, всегда отличавшийся стремлением к новому, начал эксперимент первым.

- Это совершенно новый взгляд на проблему, - рассказывает Ирина Школа, заместитель директора гимназии по хозяйственной части. - По-настоящему хозяйский. Как будто бы мы все знали, но целостной картины не было. Знакомые вещи повернулись вдруг другой стороной. Оказывается, даже шторы можно повесить так, что они будут сберегать тепло. И форточку открывать нужно с умом. Сейчас наши учителя разрабатывают планы уроков, в которые будут вводить элементы экологического воспитания и энергосбережения. Все - и дети, и взрослые - пишем книгу методических рекомендаций, чтобы помочь другим.

Итак, в гимназии определили первоочередные проблемы и начали действовать. За счет городского бюджета установили приборы учета, заменили электропроводку в нескольких помещениях. Впрочем, «экспериментаторы» не сидели сложа руки в ожидании помощи властей. Сами утеплили окна, двери. Вместе с родителями восстановили изоляцию на тепловом узле, вместо ламп накаливания повесили люминесцентные, вставили новые стеклопакеты, заменили устаревшее оборудование в столовой. На помощь пришли спонсоры - компания «Омскгражданстрой» и ОАО «Силуэт». Реальную экономию подсчитать пока трудно - слишком мало времени прошло с начала проекта. Но уже понятно, что детям интересны изменения, происходящие на их глазах. Пока педагоги рассказывают о проекте только на классных часах и родительских собраниях. Чтобы решать вопросы энергосбережения и экологии на уроках, надо разработать программу каждого предмета, чем сейчас и занимается коллектив. А на переменках старшеклассники назидательно внушают малышам: если дверь прикрыта неплотно, то через час теряется все тепло, для получения которого в котельной за это время сожжено четыре килограмма угля! Даже родители полушутя жалуются - нет прохода от «грамотных и экономных чад». Ребята из художественного класса с увлечением принялись разрабатывать эмблему проекта, сокращенно названного «Омск, энергетика, эффективность». Победил десятиклассник Михаил Лакомкин - человек разносторонний, которому интересно все на свете. И Егор Горлин, обладатель знака «Одаренные дети России», сам вызвался помогать - разъяснять, подсчитывать. А уж когда Ольга Клещенко, директор гимназии, вернулась из Великобритании и рассказала об опыте энергосбережения юных англичан, равнодушных не осталось.

Инициатором поездки был «Совет по полевым исследованиям», партнер омского Департамента образования по проекту. Удивила омичей небольшая начальная школа на родине Тони Блэра в местечке Кэссоп. Несколько лет назад при ней была построена ветряная турбина на деньги правительства Великобритании, установлена новая система обогрева помещения и сбора дождевой воды для хозяйственных нужд. На крыше оборудованы солнечные батареи. В итоге школа не только производит собственную энергию, но и продает излишки местному сообществу. Сэкономленные деньги тратит по собственному усмотрению. А за особые достижения в области экономии учебные заведения Англии еще и получают гранты от правительства.

Омск

Мнение

Елена ШУМЯЦКАЯ, заместитель директора воркутинской средней школы №39:

- Коммуналка очень дорого обходится нашей школе. К сожалению, у нас по объективным причинам не получается экономить свет. Сами понимаете, Воркута - город, где долго длится полярная ночь. В школе большой зимний сад, он тоже требует серьезных расходов электроэнергии. Но без него в Заполярье нельзя.

Тем не менее, что такое быть экономными хозяевами, наши ученики знают. Каждую осень вместе со взрослыми дети утепляют окна. Краны в школе никогда не текут, потому что ремонтируются вовремя.

В школе проводятся открытые уроки, один из которых был посвящен экономии воды.

Елена КУЗЬМИНА, директор лицея Иркутского госуниверситета:

- Лицеисты - интеллигентные люди. Мы внушаем эту мысль своим ученикам. А интеллигентный человек соблюдает правила хорошего тона. Экономия, бережливость, хозяйское отношение к школе - это все признаки хорошего тона. Наши лицеисты на этом воспитаны.

От редакции

Судя по всему, к вопросам энергосбережения в наших школах относятся двояко. С одной стороны, и взрослые, и дети хорошо понимают, что, когда на улице мороз, двери надо закрывать плотнее, утеплить оконные рамы, отремонтировать форточки. А с другой - свет, например, в кабинете не каждый последний уходящий выключит. Разве что только учитель сделает это, да и то если он кабинетом заведует и несет за него ответственность. И уж тем более мало кому в голову придет закрутить кран у раковины, где моют руки после туалета.

Отчего такое происходит? Оттого, наверное, что подобным вопросам в наших школах внимание уделяется крайне редко. Мало кто учит школьников быть экономными.

Мы подняли эту тему вовсе не для того, чтобы попенять, нет!

А для того, чтобы вы, уважаемые директора, собрали свой педагогический коллектив, прочитали вслух заметки этой полосы и все вместе продумали, а что конкретно ваша школа может сделать в той части воспитательной работы, где речь идет о том, как вырастить настоящих хозяев школы, села, города, страны.

Спасибо, если вы нас поняли и начали действовать!

Приглашаем к разговору

Для тех, кто не остался равнодушным к поднятой теме, наши вопросы:

В курсе ли ваши ученики, во сколько обходятся школе коммунальные услуги?

Принимают ли они участие в экономии тепла, электроэнергии, воды?

Проводятся ли у вас классные часы на эту тему? А родительские собрания?

Если да, поделитесь с нами.

Наш адрес: ug@ug.ru