Виртуальный спортзал

Давайте немного пофантазируем. Мы в спортивном зале, оборудованном по последнему слову техники. Чего здесь только нет! Турникет с всепонимающим чипом, мультимедийный проектор, компьютер с набором нужных программ.

Ученики входят в зал. Прикладывают личную карточку к считывающему устройству турникета. По беспроводной связи информация поступает на компьютер, а затем на экран телевизора. Что же мы видим? Личные данные ученика, последние достижения в том или ином виде спорта, индивидуальный план развития. Совсем не похоже на привычную линейку, традиционное построение.

Проведя компьютерную «перекличку», учитель начинает урок с разминки. На экране появляются живописные пейзажи, по залу разливается красивая мелодия. Ученики увлеченно выполняют пробежки, прыжки и приседания. Настенные видеокамеры, внимательно следящие за действиями каждого, фиксируют силовую нагрузку. Визуальная информация преобразуется в цифры и графики. Учитель запускает компьютерную программу, несколько минут... и каждый ученик видит на экране время, затраченное на выполнение упражнений, и количество потерянных килокалорий.

Зарядившись энергией, настроившись на работу, ученики выполняют дальнейшие указания учителя. На мультимедийном экране - план урока. Затем демонстрируется видеоролик. К ребятам обращаются профессиональные спортсмены - рассказывают о собственных достижениях, дают советы, вдохновляют. После выступления Алексея Немова и Светланы Хорхиной хочется свернуть горы!

Наконец наступает время подведения итогов. В электронный журнал в соответствии с объявленными ранее нормативами заносятся оценки. В конце урока ребята подходят к турникету, прикладывают личные карточки. Им автоматически начисляются новые очки. Если надо получить информацию о выполнении плана в бумажном виде, она распечатывается на принтере. Своими успехами можно похвастаться дома перед родителями! Урок окончен.

Баскетбол в рисунках

Конечно, о таком спортзале можно только мечтать. Учителю физической культуры порой элементарного мяча не хватает. Не до высоких технологий... Пока что. Но наступит время, когда в арсенале преподавателя физкультуры в качестве обязательного оборудования появится и компьютер, и интерактивная доска, и, возможно, электронный судья. А пока только от педагога зависит, будет ли он использовать новые технологии на своих уроках. Между тем это не пустая забава, не следование моде. Многие из тех ребят, кто сегодня гоняет по залу мяч, завтра станут профессиональными спортсменами, медиками, учеными. Им пригодятся не только сила и выносливость, но и знания в области прикладных информационных технологий.

Сегодня во многих школах появилась полезная техническая новинка - интерактивная доска.

На уроках изо ученики выполняют на ней красочные рисунки, которые потом сохраняются в виде файла и распечатываются на цветном принтере как бумажные картинки. На уроках географии на доске демонстрируются карты, по которым можно прокладывать маршруты путешествий. Причем сколько угодно раз, не боясь провести лишнюю линию - ошибку легко стереть без следа.

Почему бы «умную доску» не использовать и на уроках физической культуры? С помощью техники можно, например, разбирать правила спортивных игр. Баскетбольная команда «А» обыграла команду «Б». В чем преимущества первой? Давайте разберем ее тактику. На экране ученики выполняют изображения специальными разноцветными фломастерами. Их идеи сохраняются в компьютере. Потом выбранные приемы отрабатываются в настоящей игре. По окончании вновь «разбор полетов» и оценка действий. Техника помогает спортсменам выбрать точную стратегию, а следовательно, приближает к победе. И это только один вариант применения интерактивной доски.

А если урок физкультуры проходит на улице, можно использовать ноутбук. Через wi-fi заходим в локальную сеть школы, находим базу данных, в которой хранятся спортивные журналы с результатами различных соревнований. Фиксируем результаты школьной спартакиады - прыжки в длину, стометровка... Компьютерная программа легко обработает массив данных, вычислит самый спортивный класс, самого прыгучего ученика, самого слабого бегуна.

Компьютерные разборки

Однако компьютеру мало дать задание все записать, посчитать и сохранить. Обработка спортивной информации имеет свою особую специфику. В спорте свои многоходовые алгоритмы. Для того чтобы их использовать, компьютер надо снабдить специальной программой, которая пригодится и для бега, и для плавания, и для лыжной гонки. Специалисты ее уже разработали. Она называется «Программа тренировки» и предназначена для так называемых циклических видов спорта: бег, лыжи, спортивное ориентирование, плавание. Эта программа позволяет вести электронный дневник тренировок.

Открываем программу: перед нами появляется небольшая таблица. В начале каждой колонки помещены основные параметры тренировок: дата, время, продолжительность, объем, нагрузка, средство и т.д. С помощью них ведется строгий учет результатов. Это важно, ведь хорошо спланированные тренировки - залог будущего успеха.

В разделе программы, посвященном спортивному ориентированию, есть графа типичных ошибок. Среди них: «не прочитал карту», «лишний крюк по дороге», «неправильно прочитал легенду». И таких промахов - больше десятка. Компьютерный разбор тренировочного соревнования кажется серьезнее анализа сложной математической задачи. Используются показатели действий спортсменов за любую неделю, месяц. Указывается место тренировок и даже, если надо что-то срочно посчитать, всплывает калькулятор (точность расчетов очень важна).

Программа совмещена с текстовым редактором. В него можно загрузить график дистанции спортсмена. Кроме того, все числовые данные помещаются в электронную таблицу, где производится их дополнительная обработка.

«Программа тренировок» распространяется свободно. Ее можно бесплатно скачать в интернете со страницы http://pisoft.ru/. На этом же сайте есть еще одна спортивная программа - SwimBase. Она служит для автоматизации судейства соревнований по плаванию, сбора и хранения информации о соревнованиях и спортсменах за определенный промежуток времени. Программа поможет быстро составить список участников, распечатать пропуски, абонементы.

Самое главное - перечисленные программы значительно облегчают работу тренера или учителя, позволяют объективно проанализировать деятельность спортсмена. Компьютерной оценке наверняка и ребята будут больше доверять. У электронной программы нет врагов и любимчиков, а у детей нет причин не верить компьютерной отметке.

Жаль, что компьютерных программ, предназначенных именно для преподавателей физической культуры, пока очень и очень мало. А ведь они очень нужны. Вполне возможно, что с введением новых информационных технологий в физическую культуру появится больше подтянутых, спортивных школьников, а журналы будут фиксировать меньше освобожденных учеников.

Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

От редакции

Может быть, наши читатели поделятся с нами своим опытом? Возможно, кто-то из учителей физической культуры сам стал автором программы и успешно использует ее на уроках. Пишите нам!