Первые сто строк

Психологи доказали, что у детей в дошкольном возрасте должна быть завышенная самооценка. Все они могут, все им по плечу: и со сказочным великаном сразиться, и в песочницу с грибка на детской площадке спрыгнуть, и в дальнее путешествие без спроса отправиться, и самую злую собаку приручить. Но в последние годы все наоборот. Ребенок, еще не начав что-то делать, уже отказывается это делать. Его просят сложить башню, а он отвечает: не могу, она рассыплется. Его просят подтянуться на шведской стенке, а он хнычет: у меня ничего не получится. Ему дают пластилин или глину - лепи, а он хмурится: не умею. Как часто в этом виноваты сами родители. Разве не говорили они ему дома: ты не умеешь, ты не можешь, ты не справишься, давай я сделаю? Но это была не помощь, это был жесткий удар по самооценке ребенка. В этом возрасте без похвалы невозможно жить. Она нужна малышу как воздух, как материнское молоко в первые месяцы жизни. Любое, даже самое маленькое достижение надо заметить и поощрить. Сделан первый шаг. «Какой молодец! Какая умница! Как уверенно ты ходишь! Ну попробуй еще!» Взял ложку в руку, каша разлетелась во все стороны. «Как быстро ты научился кушать ложкой!» Разрисовал обои в спальне. «И что это за лес там такой дремучий нарисован?» Вместо того чтобы восторгаться, что ребенок чему-то научился, мы злимся на него, что он испортил обои, забрызгал кашей стены, плохо ходит, много плачет и мало говорит. Мы обижаемся на него, что он медленно взрослеет и все делает не так, как нам бы хотелось. Постоянно твердя малышу, что он не может, не умеет, не справится, мы растим из него неудачника. С другой стороны, и детский сад добавляет. Ведь надо, чтобы трехлетний ребенок сам и обувался, и одевался, а не все это умеют. И в раздевалке то и дело слышен грозный голос воспитательницы: ты чего там копаешься, уснул, все тебя одного давно ждут, и когда ты уже научишься эти проклятые колготки натягивать?.. Колготки он все равно рано или поздно научится надевать. А вот уверенности, что он все сможет, что все у него получится, может и не появиться.

Чего ждет начальная школа от детского сада? Чтобы дети, пришедшие в первый класс, уже умели читать, считать и писать. А еще, чтобы они вели себя подобающим образом: не вертелись на уроках, не дергали друг друга, не шумели, слушали учителя. Школа перекладывает свою задачу на детский сад: ей легче начинать не с нуля, когда уже не надо каждого учить азбуке, счету и как правильно держать ручку. Теперь в первом классе вместо «Мама мыла раму» дети начинают препарировать слова и предложения, занимаясь чуть ли не лингвистическими изысканиями, а на арифметике изучают почти теорию множеств.

Детский сад - это прежде всего социальная камера хранения ребенка. Я говорю это вполне серьезно. Многие мамы работают и будут все больше работать. Такова мировая тенденция. И наша жизнь эту тенденцию подтверждает. Но это не обычная камера хранения, а развивающая. Потому что у детских садов одна-единственная педагогическая задача - развивать, развивать и еще раз развивать ребенка. Прежде всего через игру. В детском саду дети все должны делать, играя. Недоигравшие дети, как свидетельствуют психологи, приходят в школу заторможенными, их трудно расшевелить, заинтересовать происходящим на уроке. Они доигрывают не на переменках, не после уроков, а на самих занятиях, спрятав свои куклы, машинки, мягких зверюшек под парты или прикрыв глаза, представляя игру. С одной стороны, детские сады и рады бы заниматься развитием детей - только в Москве существует около семнадцати развивающих программ, но, с другой стороны, родители требуют как раз другого: научите побыстрее читать, считать, писать, чтобы при записи в школу не было никаких проблем.

Детский сад должен стремиться развить в ребенке индивидуальность, а не причесывать всех под одну гребенку. А еще, детский сад должен научить ребенка восторгаться. Красотой вокруг нас: нежными цветами, старыми деревьями, желтыми кленовыми листьями, каплями дождя на стекле, снежными шапками на елях. Восторгаться словом и звуком, музыкой, грацией животных, силой взрослых. Детям даже не надо учиться этому, этот восторг органично присутствует в детской душе. Ему просто надо не дать угаснуть, поддерживать, подпитывать постоянно. Главная беда современной семьи - нехватка времени на детей. Родителям некогда поиграть с ними, поговорить. Знаете, что отвечают маленькие дети на вопрос психологов, чего не умеют взрослые? Они не умеют играть. Не умеют смеяться. Не умеют восторгаться. Не умеют с детьми разговаривать. Говорят с ними или сюсюкая, с уменьшительными суффиксами, коверкая слова, подстраиваясь под речь малыша. Ребенок обижается. Или разговаривают с ними, как со взрослыми. Детям становится скучно.

Детский сад должен учить малышей разговаривать на равных со своими сверстниками, строить беседу, спрашивать. И еще он должен учить детей любви, соучастию и сопереживанию. И если к шести годам ребенок все еще будет задавать вопросы: «А почему?..» и «Как это называется?», будет плакать, увидев погибшую синичку, будет восторгаться летящими по небу облаками и будет готов браться за любое дело, зная, что он с ним справится, значит, он готов к школе, которая продолжит развитие ребенка.

Фундамент всей системы образования - именно детский сад. Вот почему мы и затеяли конкурс «Детский сад будущего». Следите за нашими публикациями.