Эпиграф

1. Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство.

Д.Рескин,

писатель-моралист

2. Меж лучших жребиев Земли

Да будет жребий твой прекрасен...

А.Пушкин

3. Трудом больше, чем правом, поддерживается правосудие.

П.Прудон,

философ

Основные понятия: право на труд, отпуск, заработная плата, трудовая книжка; деловая речь, официально-деловой стиль, этикет, заявление.

Ход урока

Преподаватель культуры речи и литературы

Каждому человеку выпадает свой жребий в построении жизни; каждый человек проходит свой жизненный путь: легкий или трудный, прямой или извилистый - главное, индивидуальный, значит, особенный.

С другой стороны, человек сам строит свою жизнь; человек - «кузнец (творец) своего счастья».

Интересно, сколько и каких благ нужно человеку для счастливой жизни? И что для этого необходимо? Обращение к эпиграфу: «Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство».

Преподаватель правовых дисциплин

Сегодня в России строятся рыночные отношения, и мы должны научиться жить и работать в новых условиях.

На этом уроке мы будем говорить не просто о труде, о его необходимости в жизни каждого человека, красоте его, величии.

Какая отрасль права регулирует общественно-трудовые отношения? (Трудовое право.)

Давайте обратимся к стр. 37 Конституции РФ от 12.12.1993 г. «Каждый гражданин имеет право на труд...».

Ролевая игра «Трудоустройство»

Внимательно послушайте диалог и найдите ошибки у того, кто пришел на собеседование. («Никогда не получишь второй возможности произвести хорошее впечатление».)

Директор предприятия: Что вы можете рассказать о себе?

Наемный работник: Знаете, я дипломированный специалист. Имею семью, детей, иногда болею.

Директор предприятия: Почему вы хотите работать у нас, в нашей фирме?

Наемный работник: Знаете, ваша фирма близко находится от моего дома, здесь, говорят, платят большие деньги. И еще я думаю, что я умный и мои знания вам помогут.

Директор предприятия: Почему вы уходите с прежнего места работы?

Наемный работник: Знаете, мой начальник невыносим. Часто ругает меня за опоздания, а я так далеко живу. Зарплата низкая, а я хочу большего.

Директор предприятия: Извините, но вы нам не подходите.

Наемный работник: Почему?

Идет дискуссия

Студенты (учащиеся) делают выводы. Чтобы вас приняли на работу, необходимо:

1. Произвести хорошее впечатление на работодателя: ваши серьезные достижения (получение диплома, защита диссертации...).

2. О семейном положении можно не рассказывать.

3. Не надо говорить «близко от дома», лучше продемонстрировать знания о данной фирме.

4. Не хулите своего начальника. За опоздания, согласно ТК РФ от 30.12.2001 г. накладываются дисциплинарные взыскания: замечания, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ от 30.12.2001 г.).

5. Культура речи (постоянно наемный рабочий использует в своей речи слово-паразит «знаете»).

Преподаватель литературы

(Практическая работа)

Итак, мы устроились на работу. Пишем заявление на работу. Перед вами образцы заявлений. Выберите верный из них (согласно требованиям трудового законодательства) и напишите заявление о приеме на работу. Выбор заявления (образца) мотивируйте (используйте знания правильного написания документа).

Психолог

Двенадцать секретов удачной карьеры (советы психолога):

1. Ежедневно составляется список из шести важных дел.

2. Помните, что вам платят не только за время, но и за результат работы.

3. Не забывайте пословицу «Сделал дело - гуляй смело!».

4. Проявляйте гибкость и творческую инициативу.

5. Не бойтесь совершать ошибки, но старайтесь принимать правильные решения.

6. Делитесь своими полномочиями (как руководитель) с умными исполнителями.

7. Не затягивайте совещания. Говорите кратко и по существу.

8. Учитесь слушать. Интересуйтесь точкой зрения своих сотрудников.

9. Будьте готовы высказать свое мнение. Ценят тех, кто умеет мыслить самостоятельно.

10. Верьте в себя, в свои способности. Оставляйте время, чтобы подумать о новых идеях.

11. Сохраняйте хорошее настроение в любой ситуации.

12. Заботьтесь о своем здоровье. Спорт, физические упражнения, свежий воздух - залог вашей профессиональной деятельности.

(Ученики дают комментарии, высказывают свою точку зрения по данным рекомендациям психолога, делают выводы.)

Групповые задания.

Работа преподавателя правовых дисциплин

№1

Гражданин Н. устроился работать в организацию. Через месяц он попросил заплатить ему, но ему отказали, объяснив, что нет денег в банке. «Если не дадите зарплату, подам на вас в суд», - сказал он. «Подавайте, но предварительно посмотрите трудовой договор (контракт), который мы с вами недавно заключили. Там ни слова нет о сроках выплаты зарплаты. Поэтому никакой суд не удовлетворит ваш иск».

В чем прав и не прав работодатель?

Ответ аргументируйте, используя гл. 20, 21 ТК РФ от 30.12.2001 г. Какие свои условия вы включили бы в контракт, нанимаясь на работу? Как с точки зрения нормы официально-деловой речи предъявить требования?

№2

Несовершеннолетний гражданин Н. проработал в организации 9 месяцев и попросил работодателя предоставить ему очередной отпуск. Ему отказали на том основании, что первый очередной отпуск сотруднику предоставляется через 11 месяцев после начала работы.

Прав ли работодатель?

Ответ аргументируйте, используя гл. 42 ТК РФ от 30.12.2001 г. Какими льготами пользуются несовершеннолетние согласно трудовому законодательству?

№3

Директор мастерской издал приказ о переводе 17-летнего рабочего в ночную смену. Рабочий обратился в профсоюзный комитет с просьбой разъяснить ему, должен ли он выполнять этот приказ. В профкоме ему разъяснили, что в соответствии с трудовым законодательством... (Закончите предложение, используя гл. 42 ТК РФ от 30.12.2001 г.)

№4

Внимательно ознакомьтесь с документами, перечисленными для трудоустройства (на столе лежит распечатанный материал с перечнем документов, необходимых для трудоустройства):

- заявление;

- трудовая книжка;

- медицинская справка (санитарная книжка);

- паспорт;

- военный билет;

- документ об образовании;

- справка из милиции о том, что у вас не было судимости.

Ответ аргументируйте согласно ТК РФ от 30.12.2001 г. (ст. 65, 66). Какие документы являются недостающими в данном перечне?

Далее идет работа в группах. Анализ ситуаций с использованием нормативной литературы.

Преподаватель литературы

Чувства человека труда

Слова для выражения этих чувств

Ситуации

1. Из различных деталей конструктора вы создали модель какой-либо машины, какого-либо прибора. (Чувства радости, удовлетворения, одухотворенности. Какими словами их можно передать?)

2. Наконец вы решили наитруднейшую задачу, которая, вы считали, вам была просто недоступна («не по зубам»). (Чувство гордости. «Я хочу, я могу».)

3. Вы создали что-то новое, необычное, но главное - свое, своим трудом. (Чувство одухотворенности. «Я мастер, у меня золотые руки.)

Радости жизни оплачиваются трудом, их нужно добыть.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мое профессиональное будущее».

Галина ДОВГАНЬ, учитель права; Оксана КОВРИЖНИКОВА, учитель литературы, Кемерово