775-я школа новая, красивая, просто дворец, а не школа. Музею отведено место на втором этаже - коридор и большая рекреация перед красивым полукруглым залом, где проходят заседания педагогических советов и очень важные мероприятия. Словом, будет музей не закрытой экспозицией, а живым пространством, пересекая которое, каждый сможет еще и еще раз прикоснуться к истории образования, а значит, и к своей истории. Ведь все мы родом из школы.

Начинается череда музейных стендов с очень важного и значимого. Пятнадцать лет назад московские районы объединяли в округа, в Юго-Восточный слили Волгоградский, Люблинский, Калининский, Таганский и Пролетарский. Возглавляли тогда районные отделы народного образования очень знакомые сегодня люди: Иван Павлович Гудков, Анатолий Дмитриевич Филиппов, Вера Ивановна Лопатина, Евгений Александрович Потапов, Ольга Владимировна Тахохова. Их портреты и краткая информация о жизни и работе - на первом стенде музея. Иван Павлович Гудков долгие годы возглавлял Юго-Восточное окружное управление образования, под его руководством окружная система образования проходила трудный путь становления. Сегодня управлением образования руководит Альберт Борисович Полле, который, кстати, немало помог в создании музея.

Есть в музее и стенд, посвященный истории столичного образования, он расположен в логике повествования тех, кто будет вести экскурсии. Первую для гостей и энтузиастов, создавших музей, проводила сама директор 775-й Елизавета Чиркова. Остается только пожалеть, что не нашлось времени побывать на открытии ни у сотрудников Департамента образования, ни у коллег из других округов Москвы. А посмотреть и послушать, понабраться опыта было бы интересно и им.

Тем, кто придет в музей, будет, конечно, небезынтересно познакомиться с историей образования в России. Тут есть и изображение средневекового лицея с его длинным столом, учениками с книгами, учителем с розгами, со старинными чернильницами и гусиными перьями, и путешествие во времена Петра Первого, и информация о Михайле Ломоносове и графе Шувалове, создавших Московский университет. Тут и рассказ о временах Екатерины II, когда в Россию пришли прусская и австрийская системы образования, была введена классно-урочная система Коменского, отказаться от которой так яростно предлагают современные реформаторы. Что интересно, в витринах музея очень древние и по-своему уникальные документы, свидетельства об окончании дореволюционных учебных заведений, аттестаты зрелости советского периода.

У посетителей музея есть возможность проследить, как от дореволюционной школы мы перешли к единой, трудовой, общедоступной и обязательной, порадоваться тому, насколько послереволюционная школа была пронизана идеями развивающего образования, самоуправления и сотрудничества. Всем тем, к чему мы так стремимся сегодня и чего никак не может достичь в полной мере. «Золотым веком» отечественной педагогики стало творчество известных ныне классиков-педагогов и классиков-психологов Шацкого, Пинкевича, Выготского и других. Нашли свое место в экспозиции и учителя-новаторы Шаталов, Лысенкова, Ильин, Караковский, Амонашвили и ученые-педагоги - Эльконин, Давыдов, Занков.

Но, конечно, организаторы и создатели музея в полной мере отдавали себе отчет, что расположен музей на Юго-Востоке. Поэтому и рассказ о его истории образования полон интересных фактов и исторических экскурсов.

Земли Юго-Востока когда-то входили в состав Коломенского уезда Московской области. На этой территории длительное время действовала лишь одна церковно-приходская двухклассная школа, открытая в 1866 году при Николо-Угрешском монастыре. Перед школой стояла не столько образовательная задача как таковая, сколько подготовка актива для церковных общин. Позже на средства князя Голицына в имении Кузьминки была открыта сельская школа для обучения «служительских детей». В 1869 году на 106 тысяч крестьянского населения Московского уезда приходилось 6,6 тысячи грамотных жителей мужского пола и только 96 женщин.

Земское училище в государственном селе Карачарове появилось в 1874 году, и на первых порах в нем учились только дети из Карачарова, но позже на учебу стали брать детей и из других селений. В1881 году там учились дети и из бывших удельных деревень Грайвороново и Печатники, из шереметьевской Вязовки и слободы Хохловки.

В 1878 году в Перерве открыли первую земскую школу для детей Перервинской слободы, деревень Марьино, Печатники, Батюнино, Курьяново. Школьная программа предусматривала прежде всего преподавание Закона Божьего, обучение чтению и пересказу прочитанного, арифметическим действиям в пределах нескольких десятков в первом классе, нескольких сотен - в последнем, старославянскому языку. Раз в неделю проводилось пение, рисование по клеточкам. Из наглядных пособий были шведские счеты, кубический ящик, географическая карта Палестины, глобус и картины из Священного Писания. При школе была открыта библиотека.

С развитием земского движения появлялись новые школы. К началу 1890-го года была создана земская школа в Капотне, там учились дети из деревень Чагино, Рязанцево, Алексеевка, открылись школы в Новой Андроновке и Дубровке. В Выхине возникла церковно-приходская школа для детей из Жулебина, Вязовки и поселка при станции Вешняки, такие же школы были открыты в Хохловке и Александровке. Так возникла сеть школ, в которых обучались дети практически всех деревень и поселков. По сведениям 1900 года, количество грамотных или учащихся в Выхинской волости составило 57% среди мужского и 22% среди женского населения, что по тем временам было совсем неплохими показателями, но интеллигенцию все же не устраивало.

В 1890 году было принято решение о строительстве за счет городского бюджета городских училищных домов, в каждом из них предполагалось разместить по несколько начальных училищ. Первое было построено и названо Алексеевским по фамилии городского головы, а по месту расположения Рогожским. Кроме того, удалось построить несколько отличных для того времени учительских домов, первый появился в 1903 году на Большой Калитниковской улице.

Была сделана попытка создать и учительский институт. В 1912 году в доме общины Рогожского кладбища открыли Московский Старообрядческий учительский институт, в котором предполагалось учить педагогов 6 лет. Четыре года им давали бы общеобразовательные дисциплины и два года - богословско-педагогические. Первым директором института был А.Рыбаков - отец известного историка академика Б.Рыбакова. В 1918 году институт был закрыт, в его здании с 1930 года располагается школа №459.

Чрезвычайно важна музейная экспозиция, посвященная тем, кто стоял у истоков окружной системы образования. Марии Федоровне Бодак, которая с 1969 по 1975 год руководила Волгоградским районным отделом народного образования, а позже была директором Московского городского дома учителя. Михаилу Николаевичу Цепелеву, который много лет работал на Юго-Востоке директором школы, заведующим Люблинским роно, а сейчас возглавляет Совет ветеранов. Виктору Ильичу Седакову, директору школы №733, ветерану Великой Отечественной войны, поэту. Николаю Соломоновичу Сонину, которому исполнилось 82 года и который не порывает связей со своими боевыми коллегами, с родной школой №1208, которую он создал и возглавлял более двадцати лет. Раисе Мироновне Клячкиной, которая закончила войну в звании старшины ПВО Закавказского фронта, а потом четверть века была директором школы №778. Многим другим замечательным педагогам-ветеранам. Кстати, многие ветераны откликнулись на призыв организаторов музея и приняли активное участие в сборе материалов. Сегодня в музее много архивных исторических материалов, представленных школами №№509, 439, 475, 459, 481. Откликнулись практически все школы и их директора, учителя и педагоги-ветераны. Музею передавали даже то, что считается семейными реликвиями, значит, поверили, что там их бережно сохранят и используют для воспитания следующих поколений.

Одну часть экспозиций от другой разделяет большой занавес. На одной его стороне - фотографии детей, на другой - педагогов. Замечательно уловили дизайнеры суть школы: есть два коллектива, но они связаны - органично и естественно, один без другого не может жить и учить, жить и учиться. Те, кто продолжит осмотр музея, минуя занавес, увидят много удивительных вещей, которые, безусловно, возвратят взрослых в их далекое детство, а детей удивят до бесконечности. Тут витрина с фигурой пионера с красным галстуком, горном и барабаном, книги вожатых, пионерская атрибутика. Чуть сбоку - витрина со спортивными трофеями, их получили за победы на самых престижных соревнованиях разных уровней сборные окружные команды. А дальше - черная классная доска, вошедшая в историю вместе с тряпкой и мелом, заменявшими все ТСО, парта с откидывающимися досками, учебник «Физики» Перышкина, «Таблицы Брадиса», перья для незамысловатых ручек, старый проигрыватель, приобретение которого для класса было когда-то великим счастьем, стенды с портретами представителей педагогических династий.

Завершается экскурсия по музею у витрин с творческими работами учащихся учреждений дополнительного образования Юго-Восточного округа, которые заставляют надолго замирать у каждой от восхищения увиденным.

Конечно, невозможно рассказать обо всем, что предлагает своим посетителям музей. Думаю, и педагогов округа, и их питомцев ждет много интересного, ведь у этого молодого музея уже есть свои архивы, свои запасники, свои планы по созданию новых экспозиций. Теперь будут возникать новые музеи уже в школах, ведь у каждой своя история, и история интересная, история с продолжением, ибо каждый год появляется новый выпуск, а у каждого выпуска и у каждого выпускника по-своему складывается жизнь, и это тоже штрихи истории. Дай бог, чтобы история продолжалась бесконечно.

Фото автора

  • Директор Елизавета Чиркова стала экскурсоводом