Кто-то описывает красоту деревенского быта, кто-то любуется пейзажем уютного парка, который служит укромным убежищем в моменты, когда хочется побыть наедине с собой, кто-то рассказывает об окружающих людях. Мир вокруг увиден разными глазами, но это видение роднит единый для всех школьников постулат - мое Подмосковье.

«Лишь тот свободной жизни властелин, кто дни свои в борьбе проводит трудной»,- сказал Иоганн Вольфганг фон Гете. И все они, с первого по одиннадцатый класс, готовы бороться за то, что им дорого, за место, где они чувствуют себя счастливыми и свободными. Может быть, имя ему - детство? Нет, говорят их сочинения, имя этому заповедному месту - земля родная.

Русский человек слишком уж «широк, надо бы сузить», - говорил Федор Достоевский. Эта глубина, эта масштабность души родились на огромных российских просторах. В ней переплелись завоевания многих культур и этнических традиций.

Певец природы Михаил Пришвин долгое время жил в Одинцовском районе. Все его произведения проникнуты описанием чарующей природной эстетики. «Бывает ли хоть один день без красы», - пишет Михаил Михайлович о дождливой поре в Подмосковье. Он с восторгом описывает «белую радугу», «вечный шум» леса, оленей - этих «самых нежных и грациозных существ», токующего тетерева, «прекрасные» ночные глаза птиц, «красоту» сосен... Прозаик доказывает, что прекрасное существует независимо от сознания, оно обусловлено могучей жизнедеятельностью природы. Любую природу он показывает объективной силой естества, ценной самой по себе. Когда другие советские писатели воспевали борьбу с природой, ее покорение, Пришвин призывал современников сохранять для потомков неприкосновенными заповедные места, «все родники Берендея». Он вводит категорию гармонии: единства красоты и «правды истинной». Добавляя, что гений в свою очередь - «дитя красоты».

Возвышенное чувство любви к Родине становится у него связанным с отношением к природе. Чувство природы - это «не что иное, как чувство Родины». И та и другая у него одухотворены. Более того, у Пришвина образ природы обладает метафорической душой, и этот пантеизм писателя не мог не быть замечен читателем, не мог не привлечь его. В итоге книги Михаила Михайловича, издаваемые довольно большими тиражами, сделали для природоохранного воспитания населения СССР гораздо больше, нежели сотни активистов Общества охраны природы.

Подмосковье - живая легенда российской истории, наследие несметных культурных богатств. Пушкин и Захарово, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Поленов и Заочье. Многие классики русской литературы жили и творили в Московской области.

Тишайшее сельцо Захарово спряталось за кронами деревьев неподалеку от дороги, ведущей от Можайского шоссе к Звенигороду. Не найти в нем ни выдающихся архитектурных памятников, ни роскошных пейзажей. Село прославилось иным - здесь прошло детство Пушкина. Остались аллеи старого парка, пруд и великая память о поэте. Во времена Александра Сергеевича деревня была богатая, там пели русские песни, устраивали праздники, водили хороводы. В бабушкиной подмосковной усадьбе жили без особых затей, как писал сам Пушкин, «с природной простотой». В Захарове будущий поэт впервые познакомился с народной деревенской Русью и полюбил ее на всю жизнь. Здесь Арина Родионовна сказывала ему былины и сказки, а они затем нашли отзвук в его творчестве.

Осенью 1827-го из Тархан в Середниково привезли Лермонтова. Он писал:

Блистая, пробегают облака

По голубому небу. Холм крутой

Осенним солнцем озарен. Река

Бежит внизу по камням с быстротой...

Тут лес пестреет, там -

Поля и степи, там встречает взгляд

Опять дубраву или по кустам

Рассеянные сосны. Мир, как сад,

Цветет, надев могильный свой наряд, -

Поблекнувшие листья.

Здесь он создал произведение, охарактеризованное им: «Середниково. В мыльне. Ночью, когда мы ходили попа пугать». Отсюда вместе с друзьями он совершил четырехдневное путешествие в Троице-Сергиеву лавру.

Экспериментальное обучение и опыт внедрения показывают: изучение регионального курса «Родное Подмосковье» формировало у школьников, живущих в Московской области, уважительное отношение к традициям, духовной культуре своего региона, помогало знакомству с жизнью и творчеством деятелей науки и культуры. Курс сделал процесс обучения более значимым и близким для ученика, он повышает уровень общей культуры школьников. В конкретной обстановке, в непосредственном общении с родными местами ребята знакомились с наследием своих отцов и дедов.

Учителя отмечают огромные воспитательные возможности уроков «Родное Подмосковье» для изучения литературы. На своих уроках учителя, используя конкретные примеры, прослеживают, как влияет природа конкретного региона на того или иного писателя, какую роль она играет в сюжете, в раскрытии характера героев. Формирование гуманистического отношения к природе, к родному краю происходит и в работе над сочинениями по впечатлению, воспоминанию, переживанию.

В 9-й школе Долгопрудного сочинение на основе личных наблюдений только приветствуется. В хорошую погоду семиклассники с учителями русского языка и литературы идут в свой излюбленный уголок близ города - это своего рода их дискуссионный клуб - на Долгие пруды. Из этих экскурсий вынесли они желание создать некую творческую лабораторию «На Долгих прудах». Всматриваться, вслушиваться, как бежит вода, как отражается в ней солнце, как щемит в груди от этого зрелища. Ребята выяснили, что синонимами этой темы могут быть «Родные места», «Любимый уголок родной природы». Вот отрывок из сочинения Юли: «Долгие пруды... Трудно поверить, что им уже более 400 лет. Владимирская церковь, старинный парк, усадьба Виноградово напоминают нам о далеком прошлом, переносят в другую эпоху. Может, здесь, под этим дубом, сидел Иван Крылов, сочиняя басню?»

Им хочется наполнить окружающий мир героями, увидеть причастность великих людей к тому, что им близко. В этом сквозит такое трогательное самомнение, в этом ощущается такая подкупающая открытость!

Многие учителя привозят детей на базу «Андреевское». Необыкновенный простор для фантазии тех, кто готовится к сочинениям по теме «Русские поэты о родной природе». После каждой поездки ребята приносят педагогам творческие отчеты - стихи, эпиграммы.

Для учителей литературы научно-рекреационная база «Андреевское» - прекрасная возможность создать ту общность класса, которая, родившись однажды, не исчезнет спустя столетия, главное - их прожить. Затаив дыхание, ребята рассматривают дом, построенный более века назад местным помещиком. Представляют, как по аллее, обсаженной вековыми елями, подъезжали гости к парадному крыльцу, как встречал их хозяин. Школьники задумываются: а кто из литературных героев мог бы быть владельцем такой усадьбы? Вспоминают, анализируют, размышляют...

Учитель Галина Федорина любит проводить здесь подготовку к развитию речи. В окрестностях базы много живописных мест, где ученики соприкасаются с истинной красотой. Оценивая написанные об «Андреевском» сочинения, Галина Александровна отмечает, что дети как-то вдруг избавились от штампов, которые в изобилии встречались в их текстах раньше, словно открылся некий клапан, дающий доступ словам, выражающим истинные чувства и мысли.

Педагоги цитируют на уроках отрывки из произведений классиков русской литературы. Слова, сказанные великими мастерами пера, задевают сокровенные струнки детской души, заставляют ребят почувствовать, что и вокруг них таятся самые невероятные сюжеты, стоит только вглядеться в окружающий мир пристальнее и не упустить их, записав в свои дневники. Опыт учителей свидетельствует, что включение регионального содержания и опора на него при формировании общих понятий базового учебного предмета позволяют сделать обучение более доступным, интересным, практически направленным, активизируют познавательную деятельность учеников, их самостоятельность.

С помощью поэзии, сказаний, истории края, возникшей на этой земле музыки, художественных полотен школьники узнают о своей области, проникаются переживаниями поэтической красоты подмосковного пейзажа. Знакомясь с творчеством писателей-земляков, читая и анализируя их произведения, осмысливая их гражданскую позицию, они и сами становятся личностями. Соприкосновение с богатейшей культурой родного края делает не только более конкретным, глубоким знание основных курсов литературы, не только обогащает учеников местным фактическим материалом, но и воспитывает чувства гордости, ответственности за достойное продолжение культурных традиций края.