Учитель гимназии №4 Дзержинского Нателла Погосова отмечает, что использование материалов по своему региону, решение проблемных задач способствуют более осмысленному подходу учеников к современным проблемам своего региона, России. Что в конечном счете, говорит Нателла Лазаревна, позволяет сформировать грамотного гражданина нашей Родины.

Опыт учителей Зои Бурлаковой из гимназии №2 Балашихинского района и Галины Леонтьевой из 8-й лобненской школы свидетельствует о том, что включение регионального компонента содержания образования позволяет сделать обучение более доступным, интересным, практически направленным. Это активизирует познавательную деятельность учеников, их самостоятельность, повышает их интерес к учебным предметам. Типичным для Зои Алексеевны и Галины Васильевны как для педагогов-экспериментаторов было продумывание всей системы отбора материала, его оформление и включение в процесс учебы.

Учитель Косяковской школы Татьяна Коняшкина в своей деятельности большое внимание уделяет самостоятельной работе учеников, сбору информации о своем крае и выполнению общественно полезных заданий. Школьники под руководством Татьяны Александровны ведут поисковую работу по истории и географии Воскресенского района, учатся раскрывать причинно-следственные связи в природе и социальной жизни, работать со статистическим материалом, справочниками. Коняшкиной на основе краеведческих материалов подготовлены учебное пособие и рабочая тетрадь для ребят Воскресенского района.

Для изучения своего региона учитель географии лицея №10 Химок Ирина Кокина продумывает всю систему отбора материала, его включения в учебный процесс и предоставления ученикам. На местных примерах Ирина Ивановна показывает те факты, явления и процессы, которые обусловили специфику Химкинского района и всей Московской области. Кокина старается развить межпредметные связи между историей, географией, биологией, литературой. Ирина Ивановна добивается того, чтобы включение регионального содержания в учебный процесс и опора на него при формировании общих понятий позволили сделать обучение более доступным, интересным. Не случайно ее ученики то и дело становятся победителями районных краеведческих конкурсов.

Опыт Надежды Игнатьевой, педагога из Большевяземской сельской гимназии Одинцовского района, подтверждает положение о том, что на уроках широко используются полученные знания и умения для более углубленного изучения своего региона, а внеклассные формы работы и исследования помогают изучению программного материала. Во внеклассной деятельности Надежда Анатольевна уделяет большое внимание выполнению общественно полезных заданий.

В гимназии №18 Томилина Люберецкого района стараниями учителя географии Зинаиды Осокиной была проведена конференция «Люблю тебя, мой край родной». Ребята защищали свои творческие работы, проекты развития поселка перед педагогами и сверстниками, родителями и представителями местного самоуправления.

Учитель школы №2 Лыткарина Тамара Ковина организует работу по изучению экологии, хозяйства, социальной сферы города, Москвы-реки. Тамара Вениаминовна вместе со своими учениками проводит исследования по изучению местных топонимов.

Учителя отмечают, что включение регионального содержания становится важным средством обучения и воспитания, источником разносторонних знаний о жизни региона, способом применения школьниками знаний и умений на практике. Ребята получают возможность совершения социально значимого поступка, осознания своей роли в обществе. Они не только изучают свой регион, но и активно применяют приобретенные знания в общественно полезной работе, в выступлениях на конференциях и слетах. А для учителя - это широкое поле деятельности по подготовке учеников к такого вида занятиям, что стало очевидным после обсуждений на конференции «Созвездие городов Подмосковья» в Электростали. На ней смогли обобщить педагогический опыт учителей по включению регионального компонента содержания образования в учебный процесс школ Московской области и распространить его дальше.

Изучение и анализ педагогического опыта позволили строить экспериментальное обучение не только с учетом специфических условий региона (в том числе и многообразие образовательных учреждений области: сельские школы, поселковые и городские, лицеи и гимназии), но и с опорой на педагогические достижения школ и конкретных учителей Подмосковья.

Экспериментальная программа, подготовленные учебно-методические пособия для учеников и учителей получили широкое распространение в Балашихинском, Восресенском, Дмитровском, Каширском, Одинцовском, Павлово-Посадском районах, в городах Дзержинский, Лобня, Лыткарино, Чехов. Некоторые районы разработали собственные пособия по изучению своего края. Например, появилась своя рабочая тетрадь в Орехово-Зуевском районе, в Солнечногорском - выпустили «Мое родное Солнечногорье», весьма любопытны краеведческие программы Домодедовского, Зарайского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Клинского районов.

В экспериментальном обучении все вопросы регионального содержания рассматривались в тесной связи с общим содержанием базовых учебных предметов. Работа по формированию знаний и умений о своем регионе проводилась на трех уровнях самостоятельной познавательной деятельности учеников: усвоение информации, данной учителем в готовом виде, применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу, творческое применение знаний в новой учебной ситуации.

В значительной степени обучение по курсу строилось на актуализации и систематизации уже имеющегося у школьников практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде. Это учитывалось как одно из условий успешности учебной деятельности учеников при освоении регионального компонента содержания образования.

Ход эксперимента по программе «Родное Подмосковье» показал, что знание детьми своего региона прежде всего зависит от самого содержания, умения собирать, обобщать найденные материалы, таланта учителя заинтересовать учеников. Хорошо организованная учебно-исследовательская работа школьников, туристско-краеведческая деятельность, в том числе направленная на выбор путей и способов использования свободного времени, духовного обогащения, а также на приобщение к здоровому образу жизни, способствуют повышению качества учебно-воспитательного процесса, разностороннему развитию личности школьников, более глубокому познанию своего региона.

В процессе опытно-экспериментальной работы стала видна роль школьника как участника процесса развития культуры и образования в регионе. Важно его единение с малой родиной, осознание ее неповторимости и как части великой России. Такой подход способствует гуманизации воспитательной деятельности, взаимоотношениям ребят друг с другом, уважению к личности и мнениям товарищей, учителей, родителей. Таким образом, создаются новые условия формирования и саморазвития личности, повышается значимость гуманитарного знания.

Сам же региональный компонент становится органической составной частью системы образования. В сущности, возникает новая типология обучения, берущая начало в лучших традициях педагогической науки. Одновременно она представляет современные тенденции гуманистического образования на новом уровне в иных условиях.