Единство с вариациями

В пояснительной записке к действующему сегодня государственному стандарту общего образования зафиксировано, что тот представляет собой систему основных норм, правил, требований, принимаемых как государственных, удовлетворяющих потребности общества, семьи, личности в качестве и уровне образовательных услуг, предлагаемых системой образования.

Данные нормы и требования определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные параметры ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Приоритетной задачей действующих стандартов является сохранение единого образовательного пространства, сохранение инвариантного ядра общего образования, единого для всех школ страны.

В то же время введение государственного стандарта общего образования не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, напротив, открывает возможности создания вокруг инвариантного (обязательного) компонента содержания образования, вариативных программ различного уровня, разнообразных педагогических технологий, учебно-методических комплексов.

Такое понимание стандарта обусловливает следующие требования:

- стандарт должен учитывать потребности и возможности заинтересованных сторон в уровне и качестве образовательных услуг;

- стандарт должен быть ориентирован на нормирование конечного результата;

- должна соблюдаться преемственность стандартов по ступеням и содержательным областям образования;

- содержание и структура стандарта должны быть функционально понятными с точки зрения задач развития личности в образовательном учреждении в целом и на каждой ступени;

- содержание и структура стандарта должны содержать в единстве интересы и компетенции государства, региона, учреждения, общества исходя из приоритета развития личности обучающегося, его склонностей, способностей, интересов;

- стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.

Государственный стандарт общего образования является основой:

- разработки федерального учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

- объективной оценки подготовки уровня выпускников образовательных учреждений;

- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

- определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

- установления федеральных и региональных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса оборудования учебных помещений.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» закреплены три компонента государственного стандарта общего образования:

- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;

- региональный компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;

- компонент образовательного учреждения - устанавливается самостоятельно образовательным учреждением.

Областной компонент просто необходим

В 2004 году Министерством образования Московской области было проведено заседание коллегии Министерства «О ходе разработки областного компонента государственного стандарта общего образования».

На коллегии было отмечено, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и законом «Об образовании» Московской области Министерством образования правительства Московской области ведется разработка областного компонента государственного стандарта общего образования. Коллегия признала необходимым продолжить разработку и апробацию содержательной части областного компонента. При разработке должны быть учтены богатое историческое и культурное наследие Подмосковья, высокий промышленный потенциал, большое количество наукоградов, сравнительно однородная национальная среда.

На коллегии было закреплено, что областной компонент государственного стандарта общего образования характеризуется такими параметрами, как функции, структура, содержание компонента, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся.

В рамках областных целевых программ «Развитие образования Московской области в 2001-2005 годах» и «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов» был выполнен ряд работ по структурированию областного компонента, определению его функций, созданию контрольно-измерительных материалов, расширению содержания областного компонента, отработке и апробации учебно-методических комплексов, повышению квалификации учителей, ведущих апробацию компонента.

Так определена структура областного компонента государственного стандарта общего образования: концептуальные основы, содержание, контрольно-измерительные материалы.

Определена система сопровождения областного компонента государственного стандарта общего образования: нормативное сопровождение, технологическая и информационно-методическая, содержательное сопровождение, мониторинг областного компонента государственного стандарта общего образования.

Происходит закрепление статуса областного компонента в учебных планах образовательных учреждений Московской области. Определение минимального объема знаний и умений школьников, подлежащих обязательному усвоению. Установление единых научно-методических подходов к изучению областного компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов. Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества образования. Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений.

О богатых традициях нужно рассказывать особо

Определение содержания областного компонента государственного стандарта общего образования явилось магистральной линией разработки регионального компонента в 2005-2006 годах: апробация представленных в 2004 году учебно-методических комплексов, их доработка на основании апробации и создание нового учебно-методического комплекта.

Апробацию проходили следующие учебно-методические комплекты:

«Родное Подмосковье» - география - 7-8-й классы;

«История Московской области» - история - 8-й класс;

«Московская область - субъект Российской Федерации» - граждановедческий курс - 9-й класс;

«Русское речевое общение» - 11-й класс.

В результате апробации было переработано учебное пособие для 10-11-х классов «Русское речевое общение»; созданы для курса «Родное Подмосковье» атлас, контурные карты и рабочая тетрадь; переработаны учебник и программа по курсу «История Московской области».

Серьезным шагом в развитии областного компонента явилось расширение его содержания. Были разработаны программа и учебные пособия по учебному курсу «Духовное краеведение Подмосковья».

Данное учебное пособие создано на основе культурологического подхода к истории православия Подмосковья. Именно культурологический подход, а не религиозный стал принципом изложения учебного материала и рассмотрения исторических фактов в данном пособии. Поэтому введение этого предмета не противоречит законодательству Российской Федерации. Его введение - это попытка частично решить некоторые проблемы нравственного воспитания в школах Подмосковья.

Важнейшим аспектом областного компонента является его ресурсное обеспечение: кадровое и материально-техническое.

Московский государственный областной университет и Педагогическая академия последипломного образования уже начали вести подготовку учителей для преподавания учебных предметов, входящих в областной компонент.

С 2004 года на базе Московского государственного областного университета ежегодно проходит научно-практическая конференция, посвященная вопросам разработки и внедрения областного компонента государственного стандарта общего образования. В конференции активное участие принимают разработчики научно-методических комплектов, учителя-предметники, участвующие в реализации проекта, методисты, специалисты министерства и муниципальных органов управления образованием.

В последней конференции в декабре 2006 года приняли участие около 300 педагогов и управленцев. На этой конференции были подведены итоги апробации и намечены пути движения вперед. На конференции 2006 года, кроме того что был отмечен ряд серьезных успехов в реализации проекта, были обозначены недостатки учебно-методических комплексов и сделаны значимые предложения в адрес их разработчиков.

Участники конференции поддержали предложения о создании электронных версий учебно-методических комплексов и размещении материалов на областных образовательных сайтах.

Но главное предложение - обеспечить комплектами в полном объеме всех учащихся. Для справки: стоимость обеспечения одной горизонтали классов по одному наименованию комплексов составит около 15 миллионов рублей.

К внедрению готов!

Подготовительный период и период апробации содержания областного компонента в целом завершены. Необходимо переходить к внедрению областного компонента в практику деятельности общеобразовательных учреждений Московской области. Но учебно-методические комплексы, составляющие содержание областного компонента по уровню разработки, находятся не в равнозначном состоянии. К тому же масштабность проекта, его финансовая затратность требуют поэтапности внедрения областного компонента государственного стандарта общего образования.

Министерство образования Московской области предполагает реализовать проект в период с 2007 по 2009 год, сочетая доработку отдельных предметных линий с введением попредметно областного компонента сразу во всех школах Московской области.

В соответствии с законом «Об образовании» Московской области областной компонент государственного стандарта общего образования утверждается правительством Московской области и Московской областной Думой. Поэтому Министерство образования Московской области предполагает выйти в данные органы государственной власти с предложением об утверждении областного компонента государственного стандарта общего образования.

Задачей Министерства образования Московской области по внедрению областного компонента является создание областного базисного учебного плана, который должен быть разработан и направлен в муниципальные образования не позже середины мая 2007 года.

Нельзя не сказать и о том, что уже полтора года идут разработки государственного стандарта общего образования второго поколения. По мнению президента Российской академии образования Дмитрия Никандрова, завершить ее удастся в течение двух лет. Разработчики считают, что стандарт второго поколения будет серьезно отличаться от нынешнего. Так, например, по мнению члена-корреспондента РАО Александра Кондакова, возглавляющего группу разработчиков, стандарт - это выражение в педагогической форме согласованных требований семьи, общества и государства к результатам образования. Данный подход кардинально отличается от нынешнего. По словам Кондакова, в базисном учебном плане будет сохранено определенное количество часов, которое органы управления образованием субъектов Федерации и образовательные учреждения смогут распределять по своему усмотрению.

Поэтому мы можем сегодня говорить об определенной преемственности в части присутствия в государственном стандарте общего образования (через БУП или другие нормативные документы) содержания, отражающего особенности истории, культуры, социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Владимир ЧАЙКОВСКИЙ, начальник Управления развития образования Министерства образования Московской области