Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретико-практическое знание, так и воспитательно-патриотическое значение.

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку как «явлению уникальному», «средству хранения и усвоения знаний, средоточию духовной культуры народа, основной форме проявления национального и личностного самосознания».

Курс «Русское речевое общение» формирует и развивает ряд базовых для представления механизма речевого поведения понятий, таких как речевая деятельность, речевое общение и воздействие, речевая ситуация, ее компоненты, текст как результат речевой деятельности, сферы и среды функционирования языка, язык и его роль в современном обществе, речевое поведение, речевая этика, речевой этикет, речевые идеалы, речевой беспредел. Особое внимание уделяется культуре речевого поведения, речевой этике и речевому этикету. Ребята знакомятся с речевыми идеалами русской нации, что позволяет предупредить равнодушие к речевому беспределу в современном обществе. На уроках школьники овладевают практическими умениями и навыками речевого общения, соответствующими представлениями о культуре речевого поведения. У учащихся формируется активная позиция к речевой жизни современного общества.

В учебный предмет «Русское речевое общение» включается работа над текстом как феноменом речевого общения. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

В конце курса учащиеся готовят и защищают различные проекты, например, «Речевое поведение - плюсы и минусы», «Мой речевой портрет - портрет человека XXI века», «Речевой идеал нашего современника»

Так как курс это новый, то в Педагогической академии последипломного образования на кафедре культуры и гуманизации образования разработана программа дополнительного профессионального образования для учителей, ведущих в школе «Русское речевое общение».

Ольга ЗУБАКИНА, декан факультета гуманитарного образования Педагогической академии последипломного образования