Согласно основным положениям Концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе предполагается формирование целостного представления о русском языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе. Полагается знать об устройстве этой системы, ее функционировании. А также постоянно совершенствовать умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстетической точек зрения, проводить лингвистический и филологический анализ текста. На этом этапе обучения развиваются навыки речевой деятельности, обеспечивающие успешное овладение учебной деятельностью и будущей профессией.

Лев Тодоров в книге «Новая педагогия изящной словесности для грядущего» пишет: «Планета вступила в эру информационных цивилизаций; не выходя из дома, мы можем перемещаться во времени и пространстве... но Гражданин Космоса, повелитель невиданных внечеловеческих сил, оказался чужим в семье родной, в кругу близких, в городе и поселке».

Как изменить ситуацию, как вернуть человеку возможность общения? Конечно же, этому необходимо учить, общаясь с ними на уроках русского языка и литературы, но задачи данных курсов предусматривают знание письменной речи и умелое пользование ею, на устные выступления и опросы учеников времени остается очень мало. И потому введение на старшей ступени образования учебного предмета «Русское речевое общение» за счет регионального компонента - глоток воздуха для учителя-словесника.

На уроках русского языка и литературы учителя постоянно работают над совершенствованием речевой культуры учащихся, но системная работа невозможна из-за недостаточного количества времени. Значение принципа систематичности весьма образно обосновал Константин Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из прямой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Введение курса «Русское речевое общение» в старших классах общеобразовательных учреждений Московской области позволит создать систему формирования речевой личности, которая грамотно ведет диалог, отвечает четко на поставленный вопрос, может сообщить необходимые сведения, корректно и лаконично возразить собеседнику или поддержать его точку зрения.

Уроки по данному курсу позволяют системно работать над культурой речи наших выпускников, начиная с речевой зарядки, которая в свою очередь состоит из трех частей: работа над дыханием говорящего (вдох грудью, на выдохе произносится выбранный вами звук, затем - животом, на выдохе - так же, как и в первом случае); развитие моторики пальцев (обязательное упражнение, забытое нами в школе); произнесение чистоговорки, затем, убыстряя темп голоса, произносим скороговорку.

Следующим этапом может стать система работы по индивидуальным карточкам.

Задания учебного курса помогают в системе повторять знания, полученные на уроках литературы. И напоминание о правилах русского красноречия:

Богатство содержания речи, важность поставленной темы.

Точность, ясность и простота речи.

Чистота речи.

Соблюдение стилевых особенностей речи.

Богатство лексических, грамматических и синтаксических конструкций.

Соблюдение орфоэпических норм речи.

Образность, эмоциональность и благозвучие речи.

Логичность речи.

Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Действительно, речь своего рода зеркало человека: из нее можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет добрые мысли или нет.

На уроках учебного предмета регионального компонента «Русское речевое общение», который ведется в двух общеобразовательных учреждениях Клинского муниципального района в рамках экспериментальной работы, старшеклассники вслед за автором пособия работают над текстом как феноменом речевого общения, сами создают тексты на заданные и самостоятельно избранные темы. В результате работы отмечается более уважительное отношение к тому, как, что и зачем человек говорит. Данный курс доктора педагогических наук, профессора Веры Шаталовой, возрожденный Ольгой Зубакиной под руководством Льва Тодорова, создает условия для становления речевой личности, а в конечном счете - решения основной проблемы человечества - одиночества из-за неумения общаться.

Лариса АЛЕКСЕЕВА, методист Управления образования Клинского района

Язык - важнейшее средство общения людей друг с другом. Это оружие мысли и культуры.

Федор ДОСТОЕВСКИЙ

По благороднейшем даровании, которым человек прочих животных превосходит, то есть правителя наших действий - разуме, первейшее есть слово, данное ему для сообщения с другими словами своих мыслей.

Михаил ЛОМОНОСОВ

Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное, поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

Лев ТОЛСТОЙ