Сотрудничество с авторским коллективом учебника и его фарватером Василием Суховым началось в Дмитровском районе 15 лет назад. Тогда же наладились тесные связи с кафедрой методики преподавания исторического факультета Московского государственного областного университета. Общение помогло выстроить систему преподавания истории и обществознания в районе и сформировало предпосылки для дальнейших совместных проектов.

Вместе с тем инновационный подход Управления образования администрации Дмитровского района к вопросам гражданского, патриотического и духовного воспитания предусматривал создание локального учебника истории, так что стало необходимым привлечь в команду и творческую группу с глубоким знанием местной краеведческой специфики.

Авторский коллектив «Истории Московской области» к этому времени в полной мере овладел технологией создания и внедрения учебников на федеральном и региональном уровнях. Это и породило надежду, что местный учебник у всех нас получится! Так оно и вышло. Новаторский опыт инновационной подготовки учебно-методических комплексов по истории, наличие концептуального подхода к преподаванию краеведения и опыт практической реализации идей на региональном уровне позволяют уже сказать, что результат оказался весьма достойным.

Внедрение курса «История Московской области» в Дмитровском вызвало цепную реакцию творческих инициатив, многие из которых сегодня реализованы. А самое главное - все инновации универсальны для каждого района Подмосковья и региона в целом.

Появился новый концептуальный подход к преподаванию истории Отечества как гармоничному сочетанию федерального, регионального и школьного компонентов. Сочетание трех компонентов порождает эффект обогащения. Как русская матрешка скрывает в себе сестренок, выскакивающих из нее по мере раскрытия, так и взаимодействие этих уровней подразумевает их единство и сплоченность на пути решения задачи познания прошлого и будущего своего края.

Местная история и история края выведены не в плоском изолированном варианте, а как отражение того, что происходит со страной. Эти вертикальные связи обогащают содержательную и ценностную стороны истории Отечества, они показывают меру участия малой родины в делах большой. У учеников благодаря такому подходу формируется целостное многоуровневое представление о прошлом.

При этом важно сделать акцент на естественном движении процесса обучения и воспитания, опираясь на принципы культуросообразности и природосообразности, от местной истории через историю региональную к национальному обобщению.

На территории Дмитровского района отработана практическая модель развития курса «История Московской области» на основе вышеназванной концепции исторического образования.

Инновационный учебно-методический комплекс «История Московской области» получил здесь основательный фундамент в виде изданного комплекса «История Дмитровского района». Появились первые позитивные результаты от возникновения ценностного, методического, содержательного единства двух краеведческих курсов.

Авторы учебника встретились с феноменом «дмитровского возрождения». Успешное развитие района в условиях ограниченных финансовых и промышленных ресурсов оказалось возможным при мобилизации человеческого фактора. При этом опора на базовые нравственно-патриотические ценности сыграла решающую роль. В этих условиях усиление в курсе «История Московской области» ценностной составляющей позитивно скажется в масштабной работе по возрождению и развитию Подмосковья.

Появились новые элементы инновационного учебно-методического комплекса, которых не было в курсе «История Московской области»: хрестоматия, книга для чтения, электронное приложение. Эти элементы осмыслены концептуально и содержательно, в ближайшей перспективе областной краеведческий курс должен обогатиться ими.

Был введен в оборот новый круг документов и иллюстраций, в галерее выдающихся личностей появились новые имена, среди памятников материальной и духовной культуры выделены новые объекты.

На территории Дмитровского района отработана новая модель отношений между авторами учебного пособия и педагогами - сотрудничество по внедрению учебника после его издания. Авторский коллектив проводит годичный семинар по работе с курсом «История Дмитровского района», на следующий учебный год запланировано проведение такого же по длительности семинара «История Московской области».

Опыт сотрудничества с Дмитровским районом необходимо признать универсальной моделью для дальнейшего развития курса «История Московской области». Через него обозначились новые направления совершенствования областного краеведческого курса: в перспективе умножение вертикальных связей через создание местных курсов истории и работа с ними в режиме гармоничного взаимодействия; опора на возникающие горизонтальные связи. Например, универсальный содержательный и методический краеведческий блок «Север Подмосковья» на основе инновационных учебно-методических комплексов Талдомского, Дмитровского и Химкинского районов (дальнее, среднее и ближнее Подмосковье); широкое использование современных элементов инновационного учебно-методического комплекса. Возможности перспективного электронного приложения к курсу «История Московской области» таковы, что в будущем мы можем получить электронную историческую энциклопедию Подмосковья, в которой будет дана максимальная информация о каждом муниципальном образовании Московской области; насыщение курсов отечественной истории краеведческим региональным и муниципальным материалом: включение в программу курсов повышения квалификации спецкурса «Взаимодействие национальной, региональной и местной истории», сохранение и обогащение краеведческого компонента в областной олимпиаде по истории, методические рекомендации по использованию инновационного учебно-методического комплекса «История Московской области» и местных комплексов при прохождении курса отечественной истории. Включение в контрольно-измерительные материалы единого муниципального экзамена и другие формы контроля краеведческого компонента.

Как показала работа по внедрению курса «История Московской области» в Дмитровском районе, стратегической целью, отдаленной перспективой для развития гуманитарного образования и воспитания в нашем регионе стали создание системы многоступенчатого исторического образования, выстраивание вертикали отечественной истории.

Современная тенденция к унификации исторического образования на федеральном уровне не должна растворить уникальный опыт регионального и местного исторического образования. В Московской области созданы жизнеспособные перспективные разработки по гармонизации всех уровней исторического образования, и стержнем этих инноваций стал учебно-методический комплекс «История Московской области» и его авторский коллектив.

Иван ФЕДОРОВ, руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания, учитель истории и краеведения, заместитель директора по экспериментальной работе школы №10, Дмитров, Московская область