Да и долги - в первую очередь внешние - Россия намеревается платить сполна. Плюс к этому планируется немалый профицит бюджета, что будет способствовать созданию стабилизационного фонда - своего рода кубышки на «черный день». Казалось бы, живи да радуйся.

А между тем вопросы к разработчикам проекта бюджета-2004 есть. У аграриев, регионалов, транспортников и прочих - одни, у военных - другие...

Эксперты полагают, что сумма военных расходов на будущий год занижена на 49,06 млрд. рублей. Откуда эта цифра? Предполагалось, что расходы на оборону в будущем году составят не менее 3% валового внутреннего продукта (такой уровень был в свое время определен Советом Безопасности РФ). В проекте же эти расходы на 2004 г. составляют 2,69% (411,5 млрд. рублей). Разница вроде бы невелика, но если предложенный Минфином проект оборонных расходов будет принят Думой без увеличения, то, как отмечают и эксперты, и депутаты, по ряду статей финансирование будет хуже, чем в предыдущие годы.

Взять хотя бы стоимость продовольственного пайка военнослужащего. При постоянном росте цен на продукты питания и ежегодной инфляции в 10-14% она вот уже который год застыла на отметке в 20 рублей в сутки. Смешно? Нет. Потому что ныне реальная стоимость пайка - 51,45 руб. в сутки. А так как закупать продовольствие будут по реальным ценам, предусмотренных проектом бюджета средств окажется недостаточно. По самым смелым прогнозам, их хватит на 8-9 месяцев. Это значит, что при отсутствии необходимых запасов гарантирован рецидив 90-х гг., когда в некоторых частях и соединениях солдат и сержантов вынуждены были перевести на двухразовое питание. Трагедия острова Русский, похоже, забыта...

Проблемы и с вещевым довольствием. Предусмотренной законопроектом суммы хватит лишь на то, чтобы одеть в повседневную форму одежды 30% контрактников. В чем будет ходить остальное воинство, похоже, никого не волнует. Между тем армии нужны еще и тулупы, валенки, сапоги, не говоря уже о таких «излишествах», как спальные мешки, перчатки, носки, белье.

Да что там исподнее?! С тем, что отмерил Минфин, армия и флот будут напоминать скаковую лошадь, обреченную беречь силы в стойле, пробавляясь жухлым сенцом. Овса (то бишь горюче-смазочных материалов) ни на какие «бега» не хватит. При заложенном объеме горючего налет пилотов ВВС составит не более 32-35 часов при нормативном показателе 80 часов, а корабли ВМФ в море пробудут не более 16-20 суток при норме 40 суток.

Вроде бы добавили денег на программу вооружения и гособоронзаказ. В абсолютных цифрах. А в относительных - вместо прошлогодних 34,2% на оснащение, НИОКР (научно-исследовательсткие и опытно-конструкторские работы), ремонт - 33,4% средств. Но кто при этом учел рост стоимости изделий «оборонки»? Да никто!

То же с утилизацией. Специалисты говорят, что на уничтожение «химии» и разделку выведенных из боевого состава ВМФ атомоходов отмеренных средств никак не хватит. По прикидкам, в будущем году смогут проводить в последний путь не более 3-4 списанных атомных подлодок вместо 10-15. При таких темпах процесс утилизации законсервированных субмарин грозит растянуться лет на 15.

Экономить желают не только на «железе», но и на людях. В том, что из-за цифири проекта ухудшится материальное и социальное положение служивых, можно не сомневаться. Как заявляют депутаты, несогласные с проектом военного бюджета-2004 (а таковых в Комитете Госдумы по обороне не меньше половины), будет приостановлена выплата денежной компенсации взамен продпайка, а увольняемые в запас или отставку смогут получить компенсацию за неиспользованное вещевое довольствие лишь в размере 3.000 рублей в год вместо примерно 20 тысяч.

Запланированные расходы на медобслуживание позволят полноценно обслужить лишь 65%, а возможности проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, стоматологической и зубопротезной помощи будут на уровне, не превышающем 35% потребности.

Не лучше обеспечение жильем военнослужащих и уволенных в запас. На решение жилищной проблемы в 2004 г. планируется потратить 11,57 млрд. рублей, что даст военному ведомству 13,5 тыс. квартир. Но только чтобы не допустить роста числа бесквартирных, в 2004 г. нужно 33,5 тыс. квартир. Срывается и выполнение военной части программы «Государственные жилищные сертификаты» - практически единственного источника получения жилья уволенными с военной службы. На будущий год запланировано сокращение выпуска сертификатов. В итоге срок ожидания жилья военными пенсионерами грозит увеличиться с 10 лет до 15 - 16. Все ли доживут?

Что касается военной реформы, то она у нас, судя по выкладкам Минфина, завершается. Расходы по разделу «Военная реформа» планируются в 2 раза ниже уровня 2003 г.

Мы привыкли к словам о том, что необходимо умерять аппетиты финансово-экономическими возможностями государства. Они действительно небезграничны. Но как относиться к тому, что при таком «секвестре» оборонных статей неоправданно высокими остаются бюджетные расходы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление», на которые предусмотрено почти 77 млрд. рублей?

Как господа чиновники собираются объяснить ротному или батяне-комбату (которые знакомы с высшей математикой) то, что денег на учения с боевой стрельбой не будет, а на конверты и доставку уведомлений, связанных с уплатой гражданами транспортного налога, планируется израсходовать около 350 млн. рублей? Как убедят командира полка в Чечне, что выделение более 800 млн. рублей на федеральную целевую программу развития налоговых органов важнее, чем перевод его части на контракт? Как?! Вряд ли на эти вопросы кто-то ответит.

А вот какие ответы дает сама жизнь. Мониторинг, проведенный весной на Северном флоте (опрошено 650 человек, большинство - младшие офицеры, мичманы и прапорщики, а также матросы, старшины и сержанты, проходящие службу по контракту), показал: три четверти опрошенных (72,5%) заявили, что у них нет возможности иметь сбережения. У 25% доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, а 1,7% имеют доход менее 600 рублей на человека в месяц. Более половины (56,6%) не удовлетворены размерами своего денежного довольствия, 82,5% не согласны с отменой льгот военнослужащим. Треть из-за нехватки денег вынуждена отказываться от приобретения необходимых продуктов питания. Каждый четвертый - от приобретения одежды и обуви. Чуть меньше - от поездки в отпуск со всей семьей. 29,2% - от необходимого лечения.

Опрос был проведен и среди военнослужащих срочной службы. Оказалось, что полностью обмундирована лишь половина из них, а парадно-выходной формой обеспечен только каждый шестой.

То, что матросы и офицеры Северного флота не одиноки в своих оценках, подтверждают и данные соцопроса журнала «Право в Вооруженных Силах», в котором приняли участие около тысячи офицеров пяти военных округов - Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского, Ленинградского и Московского. 98,9% офицеров и членов их семей не удовлетворены продовольственным обеспечением, 81% - медицинским обеспечением, 62% не обеспечены вещевым имуществом.

Многие согласились ответить на вопрос о престиже военной службы в обществе. Более трети офицеров считают, что он, престиж, отсутствует напрочь, а более половины (54%) заявили: «Он серьезно упал, но пока существует».

И, наконец, главное. Лишь 9% опрошенных готовы заключить контракты на прохождение службы при существующих условиях. Остальные считают эти условия неприемлемыми. При этом 70% из них в числе обязательных условий продолжения службы указывают на необходимость сохранения социальных льгот военнослужащим и членам их семей. Словом, служивые тихо ропщут, чего создатели проекта бюджета вроде бы не замечают. На этом фоне тонут подлодки, горят танки, падают вертолеты, гибнут люди в погонах. Но несмотря ни на что, вместо бюджета развития армии предлагают бюджет выживания. Выжить-то выживет, только не окажется ли в ней потом, что «нас уже не хватает в шеренгах по восемь»?