Любить - значит знать

- Евгения Сергеевна, насколько важно для области введение регионального компонента?

- Прежде всего это значительно расширяет и углубляет возможности государственного стандарта. Понятно, что жить в Московской области и не знать географию региона, особенностей его экономики, историю этих мест невозможно. Это значит не быть патриотом своей малой родины. А что представляет собой Московская область как субъект Российской Федерации? Ответы на данный вопрос очень важны для осознания подрастающих граждан. Они позволяют определиться со своей позицией перед выбором профессии, жизненного пути. И безусловно, мы стараемся сохранить чистоту русского языка, потому что это тоже наше богатство и гордость. Мы печемся о духовно-нравственном развитии молодого человека, и введение новых предметов призвано способствовать воспитанию цельной и многосторонней личности.

- Из ваших слов я поняла, что любовь - это чувство не неосознанное, а бережно привитое и взращенное?

- Человек чем больше узнает о чем-либо, тем большим уважением к этому проникается. Особенно если это касается мест, где он родился, живет. В государственном стандарте всегда были часы, и они прописывались в программах для использования краеведческого материала, сбора сведений о родном крае. Авторы учебников всегда оставляли право за учителем выбирать, как вести с учениками подобную работу. Но не секрет, что это право не всегда реализовывалось в полном объеме. А сейчас, когда у нас есть стабильные программы, учебники, учебно-методические комплексы в помощь учителю, то и интерес, конечно, разгорелся нешуточный.

- Насколько я знаю, путь к созданию курсов по региональному компоненту был весьма непрост и довольно-таки долог.

- Не то слово! Этот путь начался тогда, когда мы получили возможность применять различные вариативные программы, когда мы ушли от единой, которую должны были все дружно реализовывать в определенные сроки и в определенное время. У учителей и методистов появились условия расширять рамки, насыщать программу тем, чем считали необходимо. Сначала загорелись педагоги, а затем мы увидели, что запросов школьников и их родителей, говорящих о желании узнать как можно подробнее о родном крае, становится все больше и больше. И это были 90-е годы! Еще тогда началась активная работа по формированию регионального компонента. Было много споров, множество предложений, тут и там звучали различные концепции. Но ни у кого не вызывало сомнений, что география Московской области, ее история должны изучаться обязательно. Шла перестройка всего, что происходило в стране, учителям хотелось отражать в своей педагогической деятельности все события, которые касались изменений и в экономике, и в социальной и политической жизни окружающего мира. Концепции не просто остались на бумаге, выходили и первые пробные учебники. Где-то около восьми различных предметов претендовали на введение в школьную программу. Все казалось нужным, актуальным. Время многое расставило по местам, отсеяло одно, доказало значимость другого. К 2001 году сложился тот набор необходимых знаний, который удовлетворил всех. В 2002 году прошла коллегия, где авторы защищали разработку своих курсов. Эта коллегия была предварена большой научно-практической конференцией, и прошло немало «круглых столов», на которых обсуждалась каждая деталь предстоящей презентации. Каждый из авторов к тому времени обзавелся сторонниками своих идей, они проверяли справедливость замечаний и на практике отрабатывали механизмы. Коллегия утвердила четыре направления, и началась подготовка к созданию современных и обязательно увлекательных школьных программ.

- Наверное, им было нелегко угнаться за бурными изменениями последних лет в области?

- Это правда. Московская область в последние годы развивается весьма динамично, появляются все новые и новые задачи, связанные с ее инновационными передовыми позициями. Все это потребовало серьезного пересмотра концепций курсов. Было отобрано 50 школ, где педагоги вместе с разработчиками досконально разбирались с содержанием программ и вносили соответствующие коррективы. Учитель должен был получить готовую грамотную программу, сопровождаемую качественным учебно-методическим материалом. Это было настолько трудоемкое дело, что только сейчас мы вышли на окончательный этап принятия решения. После того, как мы увидели, как реально велась работа в школах по данным курсам, только тогда, когда стали очевидны ее результаты. И уже на коллегии 2007-го мы смогли сказать уверенно, да, мы предлагаем. Хотя еще на декабрьской конференции мы высказывали пожелания по улучшению учебно-методических комплексов. В адрес разработчиков «Русского речевого общения» поступили предложения разработать поурочное планирование, издать раздельно пособия для 10-го и 11-го классов, больше включить текстов о Подмосковье, предусмотреть систему домашних заданий; авторам «Родного Подмосковья» - подготовить контурные карты, издать материалы из опыта работы учителей, разработать рабочие тетради для учащихся; разработчикам «Истории Московской области» предусмотреть больше наглядности, создать хрестоматию и поурочные планы, издать сборники материалов с опытом работы учителей. Вот еще о какой любопытной детали хотелось бы сказать. На той первой коллегии 2002 года свои разработки защищали сами авторы, теперь же о вводимых курсах рассказывали педагоги-практики, испытавшие их эффективность самостоятельно.

- И все же прохождение разработок не вполне гладко?

- Особенно это касается курса «Московская область - субъект Российской Федерации». Это граждановедчекий курс, и здесь ситуация меняется с каждым днем. Административная реформа, 131-й закон о местном самоуправлении - то и дело появляются очень важные нормативные аспекты, с которыми нужно ознакомить школьников. Стремительно движется и экономика Подмосковья. В помощь учителям географии, которые будут реализовывать курс «Родное Подмосковье», мы вынуждены были выходить на областной грант и писать вместе с нашими учеными, вместе с нашими экономистами, вместе с нашими учителями географии очень интересную научно-исследовательскую работу - учебно-методическое пособие «Экономика Московской области». Это абсолютно новые атласы, которые позволят увидеть, какие предприятия, высокотехнологичные, наукоемкие, IT-парки появились в области. И все это должно быть учтено в пособии «Родное Подмосковье»! Также появились очень любопытные исследования наших ученых вместе с министерством, связанные с экологией. А это значит, все открытия в природном комплексе тоже должны найти отражение в курсе географии области.

- Какие еще шаги необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить введение регионального компонента полностью?

- Московский государственный областной университет и Педагогическая академия последипломного образования уже начали вести подготовку учителей для преподавания учебных предметов, входящих в областной компонент. Но для решения проблемы с учетом масштабов введения компонента необходима будет мобилизация всех ресурсов - как университета и академии, так и других областных педагогических вузов. Ведь при введении только одного предмета во всех школах Московской области его будут изучать свыше 60 тысяч школьников, а в случае введения пяти предметов - около 300 тысяч. Необходимо, чтобы вузы Московской области рассмотрели на ученых советах вопросы введения в учебные планы обучения студентов предметов, входящих в областной компонент. Также, на наш взгляд, эффективной мерой была бы подготовка учителей-тьюторов, которые могли бы объединить вокруг себя учителей-предметников из других школ муниципального образования, оказывать консультативную помощь, проводить обучающие семинары.

- Мне показалось симпатичным то, что многие районы стараются собрать максимально полную информацию о своем крае.

- Краеведческая работа в области никогда не прекращалась. В ней участвуют учителя и истории, и географии. С появлением новых курсов у них открылось второе дыхание, задачи их расширились. Краеведение Дмитровского района, Каширского, экологическая работа в Лотошинском - все оказалось востребовано областной учебной программой. И стало понятно, что вся эта деятельность существовать отдельно не может, ей такая связка жизненно необходима. Для поддержания собственного энтузиазма нужно почувствовать себя единым целым - Подмосковьем. И здесь для краеведов появился новый инструмент, он более современный, более совершенный. Естественно, муниципальная составляющая за счет этого значительно укрепилась.

- Новые программы вводились до этих пор постепенно и не везде, но гордость за землю, на которой они живут, у жителей, и в том числе юных жителей Подмосковья, была всегда, откуда она все-таки?

- Вот вы видели дневники школьников? Там на каждой страничке рассказ о каком-нибудь подмосковном местечке: города, кремли, соборы. Особенность того или иного муниципального образования, его красота или же достижения в экономике. Здесь жил великий писатель, здесь писал музыку знаменитый композитор, эти пейзажи вдохновили художника с мировым именем. Такие знания воодушевляют и заставляют еще сильнее полюбить свое родное Подмосковье.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

  • Евгения СМИРНОВА