Всего лишь год работы окружных отделов образования показал, что «ближе к народу» гораздо удобнее и проще решать проблемы конкретных школ и детских садов. Не обделен проблемами и Кировский - самый большой округ Омска. Это территория контрастов, состоящая, собственно, из двух частей - деревянного Старого Кировска и высотного Левого Берега. Причем ни «бедная» его часть, облюбованная мигрантами, ни «богатая», спальная, не отличаются спокойствием. Есть и неблагополучные семьи, и дети школьного возраста, не посещающие занятия. Правда, в Кировском их в этом году стало меньше. Ольга Мосеева, начальник отдела образования по Кировскому округу, уверена, что проблему «неучей» можно решить.

Собственно, об Ольге Николаевне я уже слышала. Как и большинство омичей. Ее фамилия звучит на всех городских и районных праздниках: Мосеева - автор стихов, посвященных Омску и его жителям. В Кировском округе она прожила большую часть своей жизни, и, несмотря на его разбросанность - чтобы добраться от школы №10 до школы №35, например, надо провести в дороге не менее полутора часов, - ей здесь знакомыми кажутся все. Поэтому рискнула оставить место главного специалиста в областном Министерстве образования и «спуститься на землю».

- С людьми всегда интереснее, - уверяет она. - Среди моих земляков - столько замечательных личностей, что это и саму заставляет подтягиваться.

Много лет Мосеева отработала в гимназии №139 заместителем директора, директором.

- Знаю школу изнутри, - говорит она. - А это значит, понимаю, какие возможности у школы и всех ее структурных звеньев, что можно требовать от школьных коллективов, а что - выше их сил.

Сейчас на территории Кировского округа действуют 65 образовательных учреждений, половина из которых реализует программы дошкольного образования. Это не только детские сады, массовые школы, но и так называемые учреждения повышенного уровня: 3 гимназии, 2 лицея, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов. Кировский округ хотя и самый старый, но, пожалуй, самый инновационный в городе. Мосеева знает, насколько это трудоемкое и нужное дело. Нет, разумеется, инновациями в округе начали заниматься давно. Ольга Николаевна сама, кстати, работая в гимназии №139, вела экспериментальную работу. И все же в последние годы при поддержке «сверху» инновации стали развиваться как-то живее. Сейчас 45 процентов учреждений округа внедряют профильное обучение, 90 - реализуют программы развития, на базе 35 процентов школ действуют экспериментальные площадки или городские методические сообщества. Только в прошедшем учебном году 80 юных кировчан стали победителями городских и областных олимпиад, 18 - лауреатами научно-практической конференции «Шаги в науку».

Несмотря на то что учебных заведений в Кировском округе достаточно много, учреждение дополнительного образования здесь только одно - Дом детского и юношеского творчества «Кировский». Если учесть, что в округе вообще очень мало культурно-досуговых и спортивных объектов, то школам, совсем как на селе, приходится брать на себя функции социально-досуговых центров микрорайонов. И они с этим справляются. Акции, праздники, соревнования - «Лыжня России», День Победы, День города, «Спортивный город» - не обходятся без участия школ.

- В этом есть и заслуга нашего отдела, - скромно говорит Ольга Николаевна. Кому, как не Мосеевой, автору книги «Выбираем мир без наркотиков», знать, насколько опасна для детей улица? Создав это пособие, она познакомилась и познакомила ребят не столько с ужасами нездорового образа жизни, сколько с сотней удивительных омичей, с которых хочется брать пример. Герои книги, изданной в 2003 году, и сейчас приходят в школы. А написала ее Мосеева не по заказу - по велению души педагога и матери, у которой трое детей. Когда все успевает? Впрочем, у Мосеевой свой, ускоренный отсчет времени. Ольга Николаевна заражает оптимизмом и энергией. В педагогике она уже больше двух десятков лет, поэтому умеет увидеть главное в личности. Как правило, лучшее. Может быть, поэтому она быстро нашла общий язык с администрацией округа.

- Хотя отдел находится в структуре Департамента образования, одна из главных задач - взаимодействие с администрацией округа, - рассказывает Ольга Мосеева. - Мы входим в состав практически всех окружных штабов, комиссий, орггрупп, принимаем участие во встречах главы администрации округа с населением. Работаем и с клубами по месту жительства - во время проведения субботников по благоустройству территории округа, при организации летнего отдыха, оздоровления и временной трудовой занятости детей и подростков. Горжусь тем, что удалось наладить летний отдых детей: кроме обычных отрядов, на базе школ будут организованы еще и профильные - подростки смогут во время каникул не только отдыхать и оздоравливаться под присмотром педагогов, но и изучать иностранный язык, математику, заниматься творчеством. Мы всерьез занялись безопасностью школьников. Это широкое понятие, на мой взгляд. В частности, в него входит и установка ограждений вокруг школьных территорий. Теперь вокруг многих школ появились заборы. Город выделил материалы для ограждения, а устанавливать их школы должны были самостоятельно. Помогла администрация округа и спонсоры. И в нашем спальном районе нашлось 14 предприятий, выделивших ямобуры, краны и машины. Мы им очень благодарны.

Люблю свой Кировск и уважаю людей, с которыми работаю. Да и как не уважать, когда в округе - поистине сильный директорский корпус, на который можно положиться. Тамара Геннадьевна Синичникова, Анна Васильевна Гусева, Екатерина Викторовна Комарова, Валентина Александровна Чепко, Галина Дмитриевна Дьяченко - настоящие профессионалы, опытные, знающие руководители. Вообще большинство директоров - люди неординарные, яркие и интересные: Анна Яковлевна Слободина, Валентина Вильевна Яшкина, Лариса Петровна Рожковская...

На этой оптимистической ноте разговор наш с Ольгой Николаевной пришлось закончить. Потому что я поняла - единственное, что может делать долго Ольга Мосеева - поэт, гражданин и начальник отдела образования, - это говорить о людях, с которыми работает.

Омск

Весна

Магическое что-то в слове этом.

Скажи «весна» - все озарится светом.

Пусть мокрый снег который день идет,

Пропой «весна» - и сердце запоет.

Меня весна как будто бы щекочет,

Помадой яркою раскрасить хочет.

Смех громкий, взгляд слегка шальной?

Все это позволительно весной.

И можно встречному мальчишке

улыбнуться,

Лукаво подмигнуть и отвернуться,

Напыщенно-серьезный сделав вид.

Во мне весна проснулась и бурлит.

Весной мне на одном дыханье пишется

И по-весеннему - свободно - дышится...

Во мне весна ломает зимний лед,

Во мне любовь весенняя живет.

Стихи из цикла

Городские мотивы

* * *

Февраль перетекает тихо в март,

Сугроб перетекает звонко в лужу...

Земля решила поменять наряд,

Фасон «а-ля метель» уже не нужен.

Так надоел холодный белый цвет,

В сезоне этом вышел он из моды.

И пусть, ведь никого искусней нет,

Чем кутюрье великого - Природы...

Хор птиц готовит он для дефиле

И солнечные мастерит подмостки.

Цветное платье будет на Земле

Смотреться очень празднично

и броско.