Многие ли учителя мечтают о том, чтобы стать директором школы? Руководителем, который должен дирижировать несколькими коллективами: педагогическим, детским, родительским. Совершенно разных людей, со своими характерами, потребностями, способностями, недостатками. И плюс ежедневные хозяйственные заботы. Вряд ли кто спит и видит себя за таким сложно управляемым пультом.

Первый директорский день в 11-й школе Елене Воропаевой запомнился тем, что она пересчитала деньги в кошельке да и поехала покупать «барашки» на краны - в школе негде было помыть руки. А когда обошла школу по периметру, то и вовсе ахнула. Подвалы не закрыты, в одном из них живет бомж. Разгром полнейший, сырость... Увидев ее намерения спуститься вниз, один из работников школы удивленно спросил:

- Вы сами туда полезете?

К новоиспеченному директору тогда косяком шли учителя труда, физкультуры, музыки. И все до одного - с животрепещущими проблемами.

Их не решить никогда. Так думалось Елене Петровне. Но, как говорится в той известной поговорке, глаза боятся, а руки делают. С тех пор Елена не была в отпуске три года. От силы ей удается отдохнуть недели две. А тогда, ознакомившись с хозяйством, пришлось привезти одиннадцать «Камазов» с песком, покрасить ржавые трубы.

- Оказалось, у сантехника просто золотые руки, - с улыбкой и восторгом рассказывает Воропаева. - И вообще люди умеют работать, если их правильно организовать, нацелить.

В течение трех лет отремонтированы спортивный зал, душевые (работающие они вообще в школах редки!). Приобретены мячи. В школе отличные волейбольная и баскетбольная команды, которые всегда занимают призовые места в городских соревнованиях. Крыша текла на третьем этаже - залатали. Конечно, все удалось только по минимуму. Создание бытовых условий для полноценной работы учебного заведения - головная боль. То стекло разобьют, то дверь сломают, то хлорка закончилась и халаты износились... До бесконечности! Но главным все же в своей деятельности Елена Петровна считает учебно-воспитательный процесс.

Как же трудятся педагоги под ее руководством? В начальном звене не просто сильные педагоги, а талантливые.

Они взяли на вооружение самые современные программы развития младших школьников. Дети начальной школы изучают иностранные языки, информатику.

В школе открыт уже второй класс коррекционно-развивающего обучения, работающий в режиме полного дня и учитывающий показатели здоровья каждого ребенка.

Третий год как в школе введено профильное обучение, состоящее из трех направлений: гуманитарное, информационно-технологическое, общеобразовательное.

Состоявшееся недавно совещание, при подготовке которого проводилось анкетирование старшеклассников, показало, что 97 процентов ребят удовлетворены содержанием профильного обучения. А ведь к этому тоже нужно было серьезно подготовиться. Два года назад, вернувшись из Москвы, с курсов, Елена Воропаева провела семинар и поставила перед коллегами задачу о введении профилей. Сомнений в том, что педагоги справятся, не было - в 11-й первую и вторую категории имеют 85 процентов учителей. Раз в полгода в школе торжественно чествуют отличников. Им вручаются благодарственные письма и сувениры.

По мнению директора, за последнее время выросла творческая активность педагогов - они стали давать открытые уроки. Математик Людмила Касатова написала рабочую программу по предмету, которая заняла на городском конкурсе второе место.

В прошлом году в стенах школы проходил традиционный городской конкурс «Учитель года». Городская научно-практическая конференция вот уже несколько лет в организационном плане на плечах 11-й. Перечисленные мероприятия - это возможность показать себя, отработать деловые навыки, в конце концов поднять престиж школы.

Третье место 11-я заняла в городском конкурсе школьных сайтов в прошлом году. А нынешний учебный год запомнится грандиозным общешкольным конкурсом «Алло, мы ищем таланты!», гала-концертом, где и школьники, и педагоги могли продемонстрировать вокальные, танцевальные и другие способности.

Елена Петровна уверена, что увлеченные, творческие педагоги могут и детей сделать такими же.

- Актуальнейшая задача школы - создание воспитательной системы, - размышляет директор. - Нужно вернуть в школу такие общие и полезные дела, которые бы не на словах воспитывали у детей гражданские чувства. Дело в том, что сейчас многие издания публикуют статьи о том, как стать хорошей хозяйкой, как за собой следить, как понравиться мужчине. Нравственное же воспитание находится за скобками. А мы должны воспитывать граждан, это наша задача. У нас же лучшие учителя покидают учебные заведения. Очень жаль, что ушел из школы талантливый учитель информатики Валерий Викторович Колесников. Огорчает, что не идут к нам молодые кадры. С прошлого года стали доплачить за воспитательную работу по одной тысяче рублей, хотя многие педагоги считают, что это добавка не может быть стимулом. Это скорее возвращение того, что было недодано ранее. И существующая зарплата тоже навряд ли простимулирует труднейшую работу по воспитанию души. И не потому, что учителя не хотят этого. Как раз наоборот, среди педагогов немало альтруистов. Просто воспитанием может и должен заниматься человек, не приниженный и не придавленный жизненными обстоятельствами. Такой, у которого глаза горят и душа поет.

...Похоже, в ближайшие годы директору Воропаевой так и не удастся отдохнуть по-настоящему. А она так мечтает съездить на море.

Кстати, увлечение Елены Петровны самое что ни на есть современное. Она любительница пропадать в сети «Интернет». Как только компьютеры стали доступны, так она сразу же его и приобрела. Любит побродить по сайтам, поискать нужную в работе информацию, поиграть в логические игрушки, создавать фотоальбомы и делать поздравительные открытки для своих друзей. И ни за что не поверите: Елена Петровна обожает собирать и разбирать компьютерные внутренности, устанавливать программы.

- Скоро женский день. Что бы вы пожелали себе и своим коллегам? - спрашиваю свою героиню.

- На работе - финансовой свободы. В жизни - здоровья близким и родным.

Курган