1. «Конфликт как социальное явление» - вводная часть.

2. «Шесть шагов к победе без проигравших» (классный час) - 2-3 часа.

3. «Примирение через сотрудничество» (классный час) - 1-2 часа.

4. «Примирение через аффирмацию» (классный час).

5. «Как вы живете во время конфликта?» (классный час) - 2-3 часа.

6. «Как быть толерантным в общении» (классный час) - 1-2 часа.

Здесь раскрываются такие общественно важные понятия, как толерантность, конфликт, примирение, сотрудничество, аффирмация.

Цели и задачи:

воспитание детей социально и эмоционально грамотными людьми, понимающими, что они несут определенную долю ответственности за происходящее в мире;

формирование у детей умений решать конфликты, развитие миротворческих способностей у учеников младшего и среднего школьного возраста;

учить ребят выражать свою точку зрения и уметь выслушивать противоположные мнения участвующих в конфликте сторон;

формировать умения решать проблему с помощью сверстников, выступающих в роли посредников-миротворцев.

У детей должны быть сформированы

знания: что такое конфликт, причины возникновения конфликта, способы его решения;

умения: анализировать конфликтные ситуации, выступать в роли посредников-миротворцев, подбирать решения, которые удовлетворяли бы обе стороны:

навыки: конструктивного разрешения конфликтов.

Использованная литература

1. «Брошюра с советами о том, как справиться с конфликтами». Вице-президент Центра БББ Анни Исбел.

2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

3. «Жить в мире с собой и другими». Г. Солдатова, О. Шарова, Л. Шайгерова.

4. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. «Национальные стандарты гражданского образования». Центр гражданского образования г. Калабасас, Калифорния, США.

Многообразие человеческой природы проявляется даже внутри гармонично интегрированного дружественного сообщества. Его все чаще считают источником различий во взглядах, мнениях и ценностях, что ведет к серьезным противоречиям и конфликтам. Толерантность означает способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор, пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Это значит, что даже при наличии серьезных и глубоких различий между группами людей надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им. Именно такое умение вести себя в конфликтной ситуации, особенно если людьми преследуются различные цели и существуют различные перспективы, чрезвычайно важно для развития и сохранения дружественных сообществ.

Ни дружественное сообщество, ни культура мира вообще не могут существовать без определенных противоречий и конфликтов. Ведь на самом деле поиск определенных эффективных путей для достижения позитивных целей, необходимых для выживания и здоровья сообществ и культур, обязательно сопровождается противоречиями и регулярными конфликтами. Можно сказать, что конфликт - это условие жизни. Большинство сталкивается с ними как непосредственно, так и косвенно, наблюдая их во взаимоотношениях других людей. Масштабы у конфликтов бывают любые: от выяснения отношений между отдельными гражданами до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Последствия тоже разнообразны: они могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами: стремлением не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам, и окружающей среде, и, что еще более важно, умением вести себя в такой ситуации. Из чего следует, что обучение должно быть направлено на развитие ненасильственных форм поведения, основанных на отношении к жизни как к высшей человеческой ценности, и на воспитание способности и умения конструктивно относиться к конфликту.

Деструктивный конфликт является самой серьезной проблемой современного мира, поскольку он чреват разрушениями и оказывается препятствием на пути решения других мировых проблем. Конфликт - это нормальная часть жизни, которая не должна быть разрушительной или насильственной. Насилие не является нормальным условием жизни, оно уничтожает жизнь.

Мы должны уметь вести гражданские диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять различия и открывать возможности решения. И, конечно, все время необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе. Сегодня это относится одинаково как к местным сообществам, так и к миру в целом. Важно уметь вступать в активный ненасильственный конфликт, часто с более мощными силами, чтобы разрешить возникшие противоречия, преодолеть несправедливость, не проходя при этом через повторяющиеся взрывы насилия, сопровождающиеся местью. Необходимо знать, как конструктивно вести себя во время конфликта, как завершать его справедливо и без насилия, как примирять противостоящие стороны так, чтобы он укреплял сообщество, а не ослаблял его.

Существует много подходов к разумному, ненасильственному решению противоречий. Если обучение поведению в конфликтных моментах станет обязательным для всех уровней учебы в школе, то мы можем быть уверены, что все наши выпускники будут обладать хотя бы элементарными навыками поведения при столкновении взглядов, мнений, интересов. Не говоря уже о том, что некоторые смогут решать свои конфликты и помогать в этом другим на основе альтернативных вариантов, используя целый спектр позитивных приемов. В дальнейшем это поможет им разбираться в серьезных социальных, политических и экономических неоднозначных ситуациях.

Для разрешения возникающих конфликтов необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения - это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

«Шесть шагов к победе без проигравших»

Наиболее конструктивный подход к конфликту - добиваться победы на двоих, когда все заинтересованные стороны в процессе достижения своих целей удовлетворены полученной и достаточной для них долей, когда никто не рассматривает себя как жертву или проигравшую сторону. Таким образом можно действительно завершить конфликт; становится возможным примирение и восстановление испорченных отношений и даже разрушенных сообществ. Мастерство и умение, требующееся для действий, ведущих к победе на двоих, повышает уровень терпимости и создает возможность, когда толерантность может привести к развитию взаимовыгодных отношений на более высоком уровне.

Одним из наиболее распространенных подходов, которому обучают школьников всех возрастов, является «процесс шести шагов», разработанный и представленный в различных формах. Предлагаемый вариант предназначается для детей младшего школьного возраста в разрешении ими личных конфликтов, но может быть адаптирован и на более старший возраст. Он представлен как серия вопросов, которые учитель может перефразировать, чтобы они подходили для детей с определенным уровнем развития.

Шаг 1. Чего я так хочу, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую игру играть во время перемены или какую смотреть телевизионную программу?

Шаг 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?

Шаг 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Шаг 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

Шаг 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?

Эти вопросы полезно задать детям вскоре после того, как учитель или другие ученики вмешаются в конфликт и попытаются его остановить - будь то драка, ссора, ругань или что-то еще. С помощью предлагаемых ниже действий учитель может привлечь конфликтующих учеников к обсуждению конфликта и затем вовлечь в обсуждение весь класс.

Этап 1

Дайте ссорящимся ученикам время, чтобы остыть.

Затем попросите их коротко побеседовать с вами, чтобы посмотреть, не можете ли вы помочь им в решении проблемы. Не просите их давать объяснения или рассказывать, что произошло. Отметьте просто, что между ними произошел конфликт и класс хочет, чтобы он был разрешен.

После этого объясните, что существует много способов его решения. И один из них заключается в том, чтобы определить суть проблемы, затем придумать как можно больше способов ее решения, представить, что случится, если применить некоторые из них, а затем выбрать то, которое удовлетворит всех участников конфликта.

Раздайте участникам конфликта листы с вопросами. Прочтите и обсудите их, чтобы убедиться, что они поняты детьми.

Каждый из них должен пообещать воздержаться от ссоры в «период раздумий». Если им для этого нужно находиться подальше друг от друга, их следует развести по разным помещениям. Можно также попросить одноклассников занять их чем-нибудь во время перемены или после занятий.

Предложите им подумать над вопросами и возможными ответами. Кроме того, попросите их придумать как можно больше вариантов решения проблемы, которые можно будет обсудить во время следующей беседы (после обеда, в конце дня или на следующий день).

Встретьтесь с ними еще раз. Попросите каждого ответить на первые два вопроса, чтобы выяснить, что вызвало конфликт.

Попросите каждого дать несколько вариантов решений. Попросите каждого сказать, есть ли среди предложенных противником такие выходы, которые можно попробовать, и дайте им определить, с чего можно начать. Объясните, что этот процесс называется переговорами.

Если они сами не могут назвать несколько решений или хотя бы одно, спросите, согласны ли они, чтобы класс или вы выступили в роли «арбитра», то есть сделайте так, чтобы они продолжили свой поиск. «Арбитраж» - это процесс принятия решений, при котором конфликтующие стороны соглашаются с теми, кого они уважают. А может быть, они хотят, чтобы вы или кто-то из учеников, или группа учеников помогли им принять решение? Объясните, что подобного рода помощь называется посредничеством, а люди, которые помогают противостоящим сторонам прийти к соглашению, - это посредники.

Скажите детям, что какое бы ни было принято решение, они должны стараться его соблюдать. Если этого не произойдет, нужно будет попробовать другие, и так до тех пор, пока не будет найдено то, которое подойдет. Если они попробуют соблюдать обоюдную договоренность и это не получится, то нужно прибегнуть к посредничеству или арбитражу, возможно, что и к тому, и к другому. В любом случае они не смогут быть вместе до тех пор, пока не придут к разрешению конфликта. Их несогласие вредно для мира в классе.

Этап 2

Если дети, между которыми был конфликт, хотят поделиться своим опытом с классом, попросите их сделать это. Пусть они познакомят детей с «процессом шести шагов».

Предложите ребятам создать свою команду посредников и/или арбитражную комиссию, которые помогали бы им в решении конфликтов. Спросите, есть ли добровольцы. Если их окажется слишком много, предложите ротационную схему, чтобы ученики могли быть членами команды и комиссии по очереди. Будет хорошо, если они поочередно побывают и там, и там.

Объясните им суть трех процессов: переговоров (стороны сами приходят к решению), посредничества (стороны приходят к решению с помощью третьего лица), арбитража (стороны по предварительной договоренности соглашаются выполнить решение, принимаемое третьим лицом).

Периодически проводите «собрания по развитию сообщества», во время которых будете узнавать, действуют ли договоренности, и обсуждать новые проблемы, которые можно решить сообща.

Примирение через сотрудничество

Нетерпимость является преградой к конструктивному поведению во время конфликта и эффективному примирению после того, как согласие достигнуто. Это относится как к межличностным, так и к межгрупповым конфликтам, в том числе к войнам и серьезным нарушениям прав человека. В постконфликтной ситуации только при наличии толерантности можно признать ответственность за причиненный ущерб, согласиться на компенсации и репарации, простить или амнистировать.

Подчеркните, что это очень трудная задача, для выполнения которой необходимо признать свою ответственность за содеянное, возместить ущерб и примириться друг с другом. Обратите внимание детей на то, что в странах, где люди не стремятся к примирению, конфликты могут возобновляться, а это влечет за собой новое насилие и войны, как, например, в бывшей Югославии.

Занятия с детьми

1. Разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите их вспомнить конфликты или драки, которые недавно происходили между ними в классе или во дворе дома.

Кто участвовал в конфликте?

Из-за чего возник конфликт?

Чем закончился конфликт? Был ли у него хороший конец?

2. Попросите группы рассказать о конфликтах, которые они вспомнили, и выбрать тот, который закончился плохо, с тем чтобы совместно обсудить услышанное.

Почему конфликт закончился плохо?

Что случилось после того, как конфликт закончился?

Что могло бы стать для него хорошим концом?

3. Затем обсудите варианты «хороших концов» и остановитесь на одном из них, чтобы поговорить о терпимости и примирении. Объясните детям, что быть терпимым - значит признавать права других людей и не мешать им быть самими собой. Попросите их прийти к общему мнению по следующим вопросам:

Почему нужно проявлять толерантность после окончания конфликта?

Как люди выражают толерантное отношение после драки или ссоры?

Что нужно делать после разрешения конфликта? Кто должен взять на себя ответственность за конфликт? Как они должны это сделать?

Попросите детей подумать о том, кто должен прощать. Что нужно простить? Как могут примириться участники конфликта?

Какие совместные действия им следует предпринять, чтобы снова стать друзьями? Попросите детей дать свои варианты и расскажите им, как вчерашние противники могут работать вместе. Как их сотрудничество отразится на всем классе? Важно ли им быть в совместной работе терпимыми друг к другу? Если да, то в чем это выразится?

4. Возьмите реальный конфликт, недавно случившийся в классе. С согласия участвующих в нем детей попросите класс обсудить каждый из следующих вопросов:

Они оба извинились и простили друг друга?

Как они себя чувствовали после этого? Признал ли каждый из них, что обидел другого или нанес ему вред? Было ли ими что-нибудь сделано, чтобы ликвидировать этот вред? Что каждый из них мог сделать, чтобы компенсировать испорченное настроение?

Что они могут сделать вместе сейчас, чтобы узнать друг друга получше и попытаться быть друзьями? Почему для класса лучше, чтобы они были друзьями? Могут ли они придумать какие-то общие дела, выполнение которых сулило бы выгоду обоим? А такие, от которых выиграл бы весь класс?

Примечание

При планировании совместных действий важно выбрать такие, от которых выигрывает весь класс, например, собрать в конце урока тетради или положить на место наглядные пособия. Другим видом задания может быть что-то взаимовыгодное для бывших противников, например, помощь друг другу при выполнении уроков или еще что-то в этом роде, способствующее укреплению между детьми хороших отношений.

Расскажите ученикам другие истории о том, как сотрудничество помогло преодолеть конфликты и другие преграды на пути построения счастливого сообщества.

Примирение через аффирмацию

Чувство собственного достоинства - это черта, необходимая для воспитания уважения к другим и развития черт, свойственных терпимому человеку. Чувство собственного достоинства также необходимо человеку для примирения, поскольку оно предполагает принятие на себя ответственности за нанесение вреда и прощение тех, кто нанес вред. Учителя должны помнить, что основная цель и назначение обучения конструктивному подходу к конфликту, примирению и миротворчеству - это развитие способности отвечать за собственные действия, совершенные от имени сообщества, будь то класс или весь мир.

Исходя из этого, учителям лучше не заставлять учеников чувствовать себя виноватыми. Чувство вины разъедает самоуважение и мешает примирению. Не следует также потакать ученикам, если они обвиняют друг друга. Лучше, чтобы те, кто причинил кому-то вред, умели бы признать это и раскаяться, а те, кому вред был причинен, были бы способны искренне простить обидчика, если тот взял ответственность на себя и компенсировал потерю. Важно, чтобы свою вину признали все участвующие в конфликте стороны. В большинстве детских столкновений непросто бывает определить, кто обидчик, а кто обиженный, поскольку обычно виноваты бывают все. Дети, как и взрослые, должны понимать, что искреннее миротворчество ведет к справедливому решению. Справедливость требует ответственности, раскаяния, компенсации, но не кары. Лучше вылечить и восстановить взаимоотношения. Месть и наказание вновь и вновь приводят к насилию и конфликтам. С ними можно покончить только путем примирения.

Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других. Поскольку самоуважение можно воспитать через аффирмацию, то процесс примирения тоже можно провести через аффирмацию. (Аффирмация (англ. Affirmation - заявление, заверение; утверждение, подтверждение, торжественное заявление) - в современной политической или социальной практике действие или словесное выражение, направленное на подтверждение полноправного статуса человека).

Занятия с детьми

1. Педагог или ученики из числа посредников встречаются с ребятами, недавно разрешившими конфликт, и предлагают им помощь в примирении и установлении хороших отношений.

2. Участники конфликта должны вспомнить о бывших оппонентах что-то хорошее и на следующий день в присутствии посредников сказать это хорошее друг другу.

3. На третий день они должны обменяться двумя положительными, аффирмативными высказываниями. Им нужно посмотреть друг на друга, вспомнить прежние добрые времена, можно спросить друзей, какие у них есть предложения.

4. На четвертый день дети должны встретиться наедине, чтобы обменяться аффирмациями и поговорить о чем захотят.

5. На пятый день они могут рассказать посредникам, как, по их мнению, идет примирение, и вместе с ними обсудить, нужно ли им продолжать процесс, нуждаются ли они в помощи посредников или могут обойтись сами.

6. Если оба участника согласны, в процессе примирения может участвовать весь класс. Во время аффирмационных встреч каждый ученик говорит что-то хорошее о примиряющихся одноклассниках.

Очень хорошо, если учителя будут проводить аффирмационные собрания регулярно для того, чтобы каждый ученик услышал хорошее от своих одноклассников и почувствовал, что его ценят как члена общества. Когда у учеников появляется это ощущение, конфликты все равно могут возникать, но их разрешение, скорее всего, будет происходить более конструктивно, а примирение будет даваться легче.

Этот способ работы с конфликтом подходит не ко всем ситуациям. Учителю необходимо знать много приемов, чтобы справиться с конфликтами и учить детей решать их конструктивно. Эти методики должны быть изменены и адаптированы применительно к конкретным обстоятельствам.

«Как вы живете во время конфликта?»

Очень важным является ознакомление учащихся с различными подходами к разрешению конфликта. Необходимо помочь им найти эффективные, убедительные и демократические методы управления развитием конфликта, которые уважают права человека вообще, учитывают историю отдельных людей и современное положение сторон, вовлеченных в конфликт. Учителю нужно помочь каждому ученику понять свой собственный подход к разрешению конфликта, в который он оказался вовлеченным. (Известна ли ему данная проблема? Или это бегство от проблемы? Боится ли он этой проблемы? Можно ли ее избежать? Проявилось ли при этом насилие? Или это не насильственный конфликт?)

Занятие с детьми

Этап 1. Учитель делит класс на группы по 4-5 человек.

Этап 2. Учитель просит каждого ученика рассказать своей группе о конфликте, с которым он столкнулся в последнее время (дома с родными, с друзьями, в школе, на улице и т.д.). Каждый участник рассказывает о конфликте, обязательно отмечая следующее:

Где произошел конфликт?

С кем? Из-за чего?

Что он (она) чувствовал (-а) во время конфликта?

Какие чувства были у оппонента?

Что стояло за конфликтом? Какие у него (нее) были цели и задачи?

Какие цели и задачи были у оппонента?

Как он (она) вел(-а) себя во время конфликта?

Каковы были его (ее) аргументы? Какие аргументы были у оппонента?

Что он (она) предложил(-а) для разрешения конфликта? Был ли он(она) доволен(-льна) результатом?

Какие интересы, ценности были у конфликтующих сторон?

Этап 3. Каждая группа должна представить отчет, рассказывающий об опыте каждого ученика и составленный в следующем порядке: тип конфликта и его проблема; средства, принятые для разрешения конфликта; стороны конфликта; результаты.

Этап 4. Обсуждение. Учитель комментирует рассказы учеников, подчеркивая, что демократические цели могут быть достигнуты только демократическими методами управления конфликтом. Можно задать ученикам вопросы: какое у вас самих впечатление от своего подхода к разрешению конфликта? Всегда ли вы так действуете? Какую пользу вы извлекли из опыта одноклассников? Стали ли вы лучше понимать проблему?

Этап 5. Заключение. Учитель может выбрать два или три случая (в зависимости от имеющегося времени), когда возникло насилие и когда конфликт не удалось завершить. Рассказать о них всему классу, чтобы определить сильные и слабые стороны в изложенном подходе к разрешению конфликта. Предложить ученикам подумать о других подходах, создавая таким образом в их сознании модели для управления аналогичными ситуациями.

«Как быть толерантным в общении»

Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то дает «сдачи», кто-то пытается найти конструктивный выход. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Учитель предлагает кому-нибудь из ребят вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ученик выступает в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Дети должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода их ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах...»

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...»

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я попрошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...»

4. Скажи, как ты поведешь себя в случае, если человек изменит свое поведение: «...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам учащихся.

Обсуждение

Ученики класса высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».

Текст опросника

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего. б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий. б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию. б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому. б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека. б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

Наталья ГУДОШНИКОВА, учитель права и граждановедения

Саранск