Своей главной задачей Константин Грот считал подготовку незрячих к самостоятельной жизни в обществе. Он разработал Типовой устав для училища, куда принимались дети 7-11 лет. Первые годы предполагалось, что ребята будут обучаться самообслуживанию, чтению и счету, Закону Божьему, а также музыке. В старших классах детей знакомили с историей, географией, на уроках математики с таблицей умножения и процентами. По тем временам это было неплохое образование.

Сегодня в школе-интернате №1 им.К.К.Грота для детей с нарушениями зрения - 300 воспитанников. 130 из них живут в интернате, организованном при школе, а для 35 детей-сирот школа - единственный дом.

Педагоги 1-й школы-интерната верны традициям своего основателя. Но помимо основных общеобразовательных предметов (английский язык со 2-го класса) в школе преподается целый ряд коррекционных дисциплин. Это и развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, обучение ориентировке в пространстве, развитие коммуникативной культуры, а также уроки по социально-бытовой ориентировке.

Последнее время школа работала над проблемами использования развивающих технологий в практике обучения слепых и слабовидящих детей. Главный результат этой деятельности - участие школы в эксперименте по прохождению учащимися итоговой аттестации в формате ЕГЭ (в том числе и по Брайлю). В прошлом году 11 выпускников школы в порядке эксперимента и первыми в России получили сертификат регионального образца о сдаче ЕГЭ по русскому языку. Это дало им возможность стать полноправными абитуриентами вузов Санкт-Петербурга наравне со зрячими выпускниками школ.

В училище, основанном Константином Гротом, в старших классах начиналось профессиональное обучение: плетение корзин, щеточная настройка пианино. Особо выделялись музыкально одаренные дети. Для них главными предметами были дополнительные уроки музыки.

Эти традиции продолжаются в школе-интернате и в наше время. С 1991 года здесь работает филиал Детской школы искусств Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания. Одаренные в этой области выпускники выбирают музыку своей профессией.

Традиции профессиональной подготовки находят свое проявление еще и в том, что старшеклассники изучают специальные предметы - анатомию, физиологию, массаж, что позволяет выпускникам школы сдавать вступительные экзамены в медицинское училище и получать профессию массажиста. «Совершенно очевидно, что спасение незрячих только в труде. Труд не только ведет их к экономической независимости, но и придает им нравственную бодрость, поднимает их в собственных глазах»,- считал Константин Грот.

В школе работают уникальные арт-студия и студия ритмопластики. А в 2005 году в школе появился клуб классных руководителей «Клуб нестандартных решений», который выработал свой устав, принял декларацию и старается работать в тесной связи с родителями учеников.

Открывая училище, Константин Карлович считал необходимым использовать опыт известных зарубежных тифлопедагогов. С заграничными заведениями для слепых он знакомился всякий раз, когда представлялась возможность.

Сегодня школа планомерно развивает международные связи, перенимая опыт педагогов, расширяя кругозор своих учеников. С этого года совместно с немецкой школой Штутгарта и при поддержке Христианской европейской организации для слепых она включилась в проект по созданию на своей базе центра для развития и реабилитации незрячих детей, имеющих сопутствующие заболевания. По утверждению специалистов, это будет первый эксперимент в России. В школе переоборудуют помещения, а немецкие педагоги проведут практикумы и занятия для школьных преподавателей.

Санкт-Петербург