Свою деятельность избирком начал с изучения закона «О выборах в Московской области», затем были встречи с председателем городской избирательной комиссии, мэром города Черноголовка, руководителем молодежной программы «Новая цивилизация», бывшим выпускником - помощником депутата Государственной Думы.

Все это дало возможность ребятам теоретически подготовиться к избирательной кампании и выработать критерии для выдвижения кандидатов в депутаты в школьную думу. О ходе подготовки к выборам председатель школьного избиркома выступил на школьном методическом объединении классных руководителей и педагогическом совете. Многие учителя скептически отнеслись к инициативе ребят, но небольшая часть поддержала их.

Началась избирательная кампания: на переменах шло бурное обсуждение кандидатур, изучался закон «О выборах в школьную думу». На уроках истории, права и граждановедения учителя специально отводили 5 минут для ответов на вопросы о предстоящих выборах. Было зарегистрировано 17 кандидатов: среди них 2 учителя и 1 родитель. Избиркомом были намечены мероприятия предвыборной кампании: пресс-конференция, теледебаты, рекламная агитация. В ходе предвыборной кампании кандидаты сами проводили викторины, конкурсы, дискотеки, то есть это была инициатива самих ребят.

Члены избиркома прошли по всем классам и объяснили правильность заполнения избирательного бюллетеня, а его образец был вывешен на доске избиркома.

29 октября 2001 года в воскресенье состоялись первые школьные выборы. Было зарегистрировано 913 избирателей, проголосовали 382. Из 96 учителей на выборы пришли 19 человек. Бюллетень можно было получить учащемуся по предъявлении дневника.

В школьную думу первого созыва были выбраны: 2 учителя, 1 родитель, 8 учеников. Через месяц на молодежном школьном парламентском часе депутатам были вручены удостоверения депутата школьной думы. Вручал удостоверения депутат Государственной Думы от СПС Андрей Вульф. По этой методике проводились довыборы в 2002 году и выборы в 2003 году.

Теперь у нас в школе благоприятный психологический микроклимат, сплоченный педагогический коллектив. Есть инициативная группа в количестве 35 человек, готовых взять на себя функции организаторов-консультантов.

Организационно-техническое и материально-техническое обеспечение функционирования модели

Проблема проектирования и организации педагогами образовательной микросреды является основной в экспериментальной деятельности ЭСОШ № 75. Проводимые в школе практико-ориентированные исследования направлены на выявление и актуализацию механизмов саморазвития личности учащегося. В школе ведется экспериментальная работа по организации и апробированию «Авторских образовательных микросред».

Учителя-экспериментаторы выступают со стендовыми докладами в Российской академии образования. 8 учителей участвовали в выездном семинаре в городе Звенигороде по организации ученического самоуправления. По возвращении с семинара они провели тренинговые занятия для коллег из соседних школ и для сотрудников детского центра дополнительного образования «Импульс».

Трое из них приняли активное участие в предвыборной кампании, и двое были выбраны депутатами школьной думы. В 2002 году был проведен педсовет на тему «Школьная демократическая республика». Прошло 3 заседания методического объединения классных руководителей по вопросам детского самоуправления в школе.

Для актива ребят проводятся один раз в месяц факультативы «Государство и Я», «Занимательная политология», которые ведут выпускники школы - студенты старших курсов вузов и помощник депутата Государственной Думы.

Имеется полная разработка общегородской игры «Я - лидер». Методически отработана и описана методика проведения выборов в школьную думу, имеется видеофильм о проведении предвыборной кампании и процедуре выборов.

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в конкурсах, проводимых «Учительской газетой» («Имею право»), посещают воскресные занятия в московском молодежном клубе «Новая цивилизация» при Дворце творчества молодежи «Перово».

Для школьников один раз в год проводится «Молодежный (школьный) парламентский час» с приглашением депутатов Государственной Думы или поездкой в Госдуму. Для нормального функционирования школьной демократической республики имеется небольшая материально-техническая база (депутатская комната, оргтехника, компьютер, с 2003 года - подключение к интернету).

Отношение к предложенной модели участников образовательного процесса

Для изучения отношения учащихся к детскому самоуправлению был проведен социологический опрос, подготовленный ученицей социально-юридического класса, председателем школьного избиркома, активным участником игры «Новая цивилизация» Диной Мельниковой. Было опрошено более 150 учащихся. В целом отношение к работе органов ученического самоуправления положительное. Школьники высказали и ряд конкретных предложений по улучшению их деятельности.

Социологические данные были представлены на рассмотрение школьной думы, после чего выявилась необходимость провести ряд важных мероприятий:

появилось первое печатное издание «Вестник школьной думы»;

заседания приобрели открытую форму;

депутаты школьной думы провели ряд встреч со своими избирателями, где был озвучен ряд вопросов и проблем, а также приняты решения.

Творческий вклад авторского коллектива в развитие теории и практики ученического самоуправления

Уникальность данного проекта заключается в том, что создание школьного государства началось с создания исполнительного органа, а не законодательного. Актив учащихся был «вынужден» пойти в школьную думу, потенциал актива стал использоваться для создания законодательной базы школьного самоуправления лишь на втором этапе игры.

Реальное увеличение спектра представителей (бывшие ученики, представители администрации города, предприниматели, родители бывших учеников и т.д.) через институт гражданства.

Расширение количества активных участников через работу думских комитетов и помощников депутатов и т.д.

Раздел 5. Примерное количество активистов, готовых включиться в организацию ученического самоуправления

Число заинтересованных участников определяется многими факторами школьной жизни:

образовательная программа обществоведческого цикла, проводимая на уроках истории, граждановедения, основ государства и права;

стремление преподавательского состава привнести в класс не только общеобразовательную программу, но и дополнить ее практическим применением, которое окажет немалую помощь в дальнейшей жизни ребят;

желание каждого из участников процесса вложить знания, инициативу, интерес, развитие ученического самоуправления.

Реальный интерес к процессу самоуправления и активное участие в нем проявляется особенно у учащихся 6-х классов - 69 человек из 95, 8-х классов - 110 человек из 159 (по итогам голосования 2003 г.).

Среди педагогов, педагогический стаж которых составляет до 5 лет, - 10 человек, до 10 лет - 12 человек, более 15 лет - 20 человек.

Среди родителей особенно активны родители учащихся 5-х, 8-х, 9-х классов, а также представители общественности - выпускники школы № 75 разных лет.

Раздел 6. Организация обучения активистов

Одним из условий эффективного функционирования самоуправления является систематическая работа по обучению активистов. Используются различные формы:

ежегодное участие в московском фестивале «Новая цивилизация»;

факультативы «Государство и Я», «Занимательная политология», руководители - выпускники школы;

молодежный (школьный) парламентский час - встреча с депутатом Государственной думы А.Вульфом;

в 2001 г. - «День юного парламентария» - встреча-дискуссия с юными парламентариями школ г.Балашихи, Красногорска, Железнодорожного, Москвы (имеется видеофильм);

2002 г. - общегородская игра «Я - лидер», в которой принимали участие команды 4 школ г.Черноголовка и команда московского клуба «Новая цивилизация» (Перово). Заметка об этой игре помещена на сайте «Новая цивилизация», разработка и фотодокументы имеются в архиве школы. В ходе игры участники составили обращение ко всем старшеклассникам города с предложением о создании молодежной группы при городской Думе. Сейчас выпускники школ вместе и инициативной группой ребят разрабатывают свои предложения по созданию такой группы. По итогам работы самые активные граждане школьной республики награждаются поездкой-экскурсией в Государственную Думу;

Участие в летних лагерях актива, например, лето 2003 г. - недельная учеба актива проходила на базе городского лагеря «Искорка», где в основном отдыхали ребята от 6 до 10 лет.

В процессе обучения каждому школьнику предоставляется возможность самореализации, развития делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия и уважения, взаимопонимания и взаимопомощи между участниками - такова цель обучения актива.

Раздел 7. Время проведения (с указанием основных этапов)

Проведение основных этапов по созданию школьной демократической республики.

1. Подготовительный - 3 месяца (если имеется обученный актив учащихся);

2. Выборный - 1 месяц (выдвижение кандидатов в органы школьного самоуправления, агитационные кампании, выборы);

3. Правовой - 9 месяцев (если создаются органы трех ветвей власти и вырабатываются основные документы - конституция школьной республики);

4. Экономический - рассматриваются варианты его проведения, т.к. школьная валюта имеется, необходимо найти специалистов для проведения этого этапа.

Раздел 8. График деятельности в течение недели и дня

Деятельность законодательного органа школьной думы начинается с первого сентября и проходит в течение всего учебного года. Совместные заседания всех комитетов школьной думы - первая, третья среда каждого месяца в 13.10 в депутатской комнате. Депутаты думских комитетов вместе с советниками, из числа учителей, собираются вторую среду каждого месяца в 13.10 в депутатской комнате. Совет мэров (исполнительная власть) - второй и четвертый вторник ежемесячно в 13.10 в зале заседаний.

Раздел 9. Основные партнеры

Основными партнерами в период подготовки и проведения выборов в школьную думу были:

председатель городской избирательной комиссии (Б.Психа);

помощник депутата Государственной думы (выпускник школы Ю.Кромкин);

мэр города Черноголовка;

ведущие специалисты и разработчики молодежной программы «Новая цивилизация» (А.Прутченков, С.Кривенков);

методисты московского ДТМ «Перово»;

ведущий специалист по вопросам народного образования города Черноголовка;

родители.

Сейчас, когда школьная демократическая республика работает, партнерами остаются выпускники разных лет, родители и все вышеперечисленные.

Спонсоров школьная республика не имеет.

Раздел 10. Связь со СМИ

С момента возникновения школьной республики в школе № 75 о проблемах, удачах, новостях материал освещался на страницах местной печати «Черноголовская газета». О жизни школьной республики пишут сами школьники, их родители, учителя. Постоянно действующего корпункта в школе нет, но все новости жизни школьной республики еженедельно помещаются на стенде «Хроника школы».

Сейчас в школьной думе создан комитет по СМИ. Выпускники 2003 года сделали подарок школе - сайт ЭСОШ № 75, который начал заполняться информацией о традициях школьной республики и школьной думе.

К 20-летию ЭСОШ № 75 снят видеофильм, где отображена деятельность школьной республики.

Статьи о школьной республике были напечатаны в газетах «Коммерсант», «Парламентский форум», «Волхонка».

Видеосюжет был показан по московскому каналу ТВ (все вышеперечисленные материалы имеются в архиве школы).

Вера ГАВРИНА, заместитель директора школы № 75

Черноголовка

Комментарий

Это первый материал, который мы получили от наших читателей, поэтому он публикуется практически без правки, но требует нескольких коротких комментариев.

1. Совет мэров не может быть в полной мере исполнительной государственной властью, то есть исполнять функции правительства. Мэр занимается и должен заниматься местными проблемами своего города, а не государственными делами, а совет нужен для координации усилий мэров, а не только для исполнения решений школьной думы.

2. Назначение депутатов в школьную думу классными руководителями - это крайне неудачная форма формирования состава школьного законодательного органа. Даже как временная мера. Нужно найти другие формы и, главное, подготовить классы для выдвижения кандидатов в думу, а самих школьников - для сознательного выбора достойных депутатов.

3. Дума первых лет в этой школе действительно больше напоминала правительство, так как депутаты занимались несвойственными им функциями - они должны принимать и совершенствовать законы, а не проводить олимпиады и субботники.

4. То, что не все понимали, что от них хотят, - очень типичная ситуация - за красивыми словами, которые каждый человек много раз слышал, трудно увидеть конкретную деятельность. Поэтому, прежде чем включать детей в какую-либо деятельность, педагогам нужно хорошо понять ее цель и специфику. Надеюсь, в данной статье не стоит объяснять разницу между функциями парламента и правительства.

Еще раз приглашаем всех читателей присылать свои модели или просто описание опыта работы в сфере самоуправления.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук