Первые мысли: «Стоит ли? Достойна ли? Смогу ли? Не подведу ли факультет?» Сначала все на уровне эмоций. Потом череда деловых дней, сбор необходимых документов, представлений, фото, в общем, обыкновенные хлопоты.

«Еще полтора месяца до конкурса! Как много времени!» Эти размышления вскоре сменяются другими: «Две недели! Я ничего не успеваю!»

С первых дней моей жизни в качестве конкурсантки я твердо знала одно: для конкурса я выберу урок чтения. Это предмет, которому я посвятила свою дипломную работу, который я очень люблю. Класс тоже был определен без раздумий. Это мой родной 1-й «А», который я знаю с осени, а еще ближе с ним познакомилась на преддипломной практике. Обычный класс московской школы: 24 человека с разными характерами, из разных семей, как многие школьники, не любящие читать и только-только делающие первые шаги в мир книги вместе со мной.

Моей задачей было показать обычный урок по обучению детей чтению, приобщению первоклассников к детской книге. Необходимо выбрать тему... Так началась третья ступень подготовки к конкурсу - самая сложная и напряженная, ведь от выбора темы зависит очень многое. Коринец, Хармс - замечательные авторы, но как я могла отступить от азбуки? Конкурс конкурсом, можно многое придумать, но будет ли мой урок каждодневной работой учителя или 45-минутным фарсом ради жюри? Звонок моему педагогу, доктору педагогических наук, профессору Наталье Николаевне Светловской успокоил меня. Поговорив, мы решили не отступать от желания показать обычную, каждодневную работу с детьми. Значит, идем по страницам азбуки. Тема определена: В.В.Бианки. «Первая охота».

Я начала работать над конспектом. Еще две недели впереди. Бесконечные черновики, смятые листы. Этот этап я назвала «Картинка». Ты создаешь урок: ставишь цели, задачи, прописываешь каждый шаг, свои слова, возможные ответы детей. Ты либо видишь «картинку» занятия, пропуская урок через себя, словно примеряя новое платье, либо нет. Тогда я не видела. Нервы были на пределе от того, что я каждую минуту чувствовала ответственность перед факультетом и университетом в целом. Думала об этом постоянно: когда пила чай, гуляла с собакой, ложилась спать. Я не могла от этого отключиться, и это очень мешало. Поймите меня правильно: в 23 года, когда все только начинается, трудно отделаться от мысли: нужна победа! Я никогда не считала правильным выражение: «Главное не победа, а участие!» Я думаю, главное - победа, просто победа бывает разная и по-разному достигается.

День конкурса все ближе и ближе. Это не похоже на спортивные соревнования по легкой атлетике, в которых я участвовала, речь идет о моей профессии, а значит, о звании учителя.

Мне не дозвонились организаторы конкурса, и я не была на общем собрании, не знала четких требований к конкурсному уроку. По телефону выяснила только: «Ваш урок 4 марта. Вы просили второй урок, но будет третий». Произнесла «спасибо», думая о том, что третий урок у первоклассников удачей не назовешь. Они быстро устают.

Через своих подруг с математического факультета узнала телефон Жени Стрипковой - победительницы прошлогоднего конкурса «Учитель года». Звоню. Представляюсь. Немного поговорив о необходимости показать индивидуальную и групповую работу с детьми, по возможности уложиться в отведенное время, мы смеемся над тем, что Женя также ровно год назад не попала на общее собрание, ей тоже не дозвонились. Мы приходим к одному - это хороший знак и добрая традиция победителей. Хорошо бы у меня оторвалась пуговица от пиджака, как это случилось с Женей, подумала я тогда с улыбкой.

Информация есть. Осталось закончить работу над конспектом. С 23 по 28 февраля - многострадальные дни рождения конспекта конкурсантки Досаевой Рамили. Мне помогли блестящие педагоги Наталья Николаевна Светловская и Татьяна Семеновна Пиче-олл. Последние штрихи наносила в первых числах марта - что-то переделывала, что-то убирала, включала.

Третьего марта, в конце дня, я посмотрела на класс. Мне было необходимо десять секунд, чтобы заглянуть в детские глаза и сказать ребятам: «Придите завтра, пожалуйста, нарядными. У нас будет много гостей». Дети разошлись, а мы вместе с учителями и администрацией приготовили класс и школу к приезду комиссии - поставили дополнительные стулья, нашли место, где гости смогут оставить верхнюю одежду. Все сделано. Я тихо ушла. Зашла к подруге за своим заказом: 10 увеличенных иллюстраций из книги Бианки. Пришла домой, долго сидела за компьютером, набирая конспект. Отказ принтера. Паника!

Наконец все готово. Я выбрала строгий костюм: черный низ, белый верх - моя любимая учительская гамма. Припомнила напутствие Натальи Николаевны: «Ты должна думать только о детях! Другое тебя не должно волновать». Позвонили друзья, пожелали удачи. Я заснула ровно на час.

Утро. Я спокойна. Школа. Два урока: математика и русский язык. Вела занятия «на автомате», все мысли о конкурсе.

10.25 - время третьего урока. Комиссия на своих местах. Рядом администрация школы - директор Ф.И. Лапко, завуч Е.В.Фонина. Еще пять минут я оценивала ситуацию: дети спокойны, комиссия доброжелательна. Родные глаза университетского преподавателя Татьяны Семеновны Пиче-олл придавали уверенности в своих силах. Остальные 40 минут - дети и я, это все, что меня интересовало.

Звонок с урока. Я спокойна. Подошла к последним партам. Слова комиссии: «Спасибо. До свидания. Удачи». Директор школы пожал мне руку. С Татьяной Семеновной провели анализ урока. В тот момент я напоминала себе космонавта в состоянии невесомости: никаких эмоций, спокойствие. Обычный день. Помню, что на вопрос сокурсниц: «Ну как?» - отвечала: «Не знаю. По-моему, все нормально».

Еще один урок, группа продленного дня, и я дома. Звонок Наталье Николаевне и разговор на тему: «Как все прошло». Звонки друзей со словами: «Герой!». Легла спать, а в голове все та же «картинка» урока и бесконечное прокручиваение «сюжета»: что так, что не так. Как говорит Татьяна Семеновна: «Это нормально, это будет всегда». Но как же это тяжело!

Как жаль, что комиссия не отслеживает влияние того или иного урока на детей, а это можно сделать только на следующих занятиях, когда дети не теряют интереса к пройденной теме, приносят в класс книги понравившегося автора, читают наизусть его произведения.

Я заняла третье место в номинации «Педагогический дебют». Хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал мне, поддерживал, находился рядом. Особая благодарность - моему учителю, доктору педагогических наук, профессору Наталье Светловской за помощь в создании конспекта, за терпение. А еще за то, что научила меня истине: «Дети не нуждаются в победах и званиях учителя, они нуждаются в любви».

Рамиля ДОСАЕВА, выпускница факультета начальных классов Московского городского педагогического университета