Технизация преподавания

За обеденным столом, где в перерывах между уроками собирается жюри, жарковато. Председатель Большого жюри в центре внимания:

- Иногда мы видим уроки, в которых кроме желания показать себя больше ничего нет. Можно умело подготовить форму, но не содержание. Улыбка, взгляд, движение руки - все это грамотный учитель облекает в методические формы. Вы заметили, некоторые уроки похожи между собой, как близнецы? Я бы назвала это явление технизацией преподавания.

С Галиной Александровной трудно не согласиться. Сегодня стало модным использовать на уроках мультимедийные проекторы. На московском финале без них не обошлось. Жаль, что учителя в большинстве своем пользовались проектором потому, что это современно и положительно оценивается жюри. Мультимедийные проекторы судьям, бесспорно, понравились, а то, как бесцельно их использовали на уроках конкурсанты, нет.

Очередной 15-минутный перерыв. В курилке дымно от сигарет. Директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург и председатель Московского профсоюза работников народного образования и науки Сергей Кузин возмущены уроком истории. Элементарные исторические ошибки, слабый анализ исходного материала... Кто выпустил этого учителя в финал?

С именем Китайгородской многие связывают реформы на московском конкурсе, которые в первую очередь должны коснуться содержания. Галина Александровна в своих высказываниях категорична:

- Зачем претендентам на звание «учитель года» нужно сочинение «Моя философия образования»? Какая философия у обычного учителя? Ему надо дома детей накормить, тетради проверить, а завтра еще 8 уроков давать. Для подобного эссе нужно много читать и общаться на определенном уровне. Я гарантирую, что в 90 из 100 случаев учителя в сочинении излагают не свою философию. «Философия образования» - подобное название эссе претендует на высокий научный уровень. Нельзя этого требовать от будущих конкурсантов.

- Но этот этап присутствует на российском финале.

- На Россию выходят победители от региона. Это следующий этап для 10 из 100. Вы не находите, что нелепо называть конкурс поэтапным, если на районе, округе и городе правила те же, что и на России? Каждый уровень по отношению к предыдущему должен усложняться.

«Я бы убил себя...»

Четыре дня были насыщены до предела. Первый день - «визитная карточка» участника, жеребьевка, вечером дебаты на проблемные педагогические темы. Второй и третий день - открытые уроки и самоанализ. Четвертый день - конкурс проблемных ситуаций и разговор с жюри.

Последний конкурс, пожалуй, запомнился конкурсантам больше остальных. Попробуйте сами в блиц-режиме ответить на следующие вопросы: «Что бы я сказал президенту?», «Придумайте новую телепередачу, посвященную образованию», «Если бы я не был учителем...» и «Если бы я стал директором школы...». На последнее, кстати, один из участников отреагировал: «Я бы убил себя, я бы просто не смог жить».

Каждый вечер жюри удалялось на совещание, составляло рейтинг участников. В день отъезда объявили пятерых суперфиналистов, которым 20 мая на сцене Государственного концертного зала «Россия» предстояло состязаться за звание «Учитель года Москвы - 2003»

- Ритм, конечно, напряженный, - продолжает разговор Китайгородская. - Думаю, стоит уменьшить количество претендентов на городском финале. Кроме этого, учитель должен после своего выступления получить обратную связь. Мы же рассматриваем этот конкурс как одну из форм повышения квалификации. О каком повышении можно говорить, если никто ничего не объясняет учителю? Разговор с жюри должен стать отдельным элементом финала.

- На российском финале именно этот разговор вызывает наибольшие нарекания со стороны участников. Жюри иной раз некорректно себя ведет в отношении конкурсантов, может, к примеру, отчитать за ошибки при всей номинации...

- Я всю жизнь занимаюсь повышением квалификации учителей, здесь ошибок у меня быть не может. В прошлом году на встрече предметного жюри с московскими конкурсантами я как председатель аргументированно объясняла всем участникам наш выбор. В моем анализе было все - похвала победителю, типичные общие ошибки и, конечно, не было никаких имен.

Реформы

В конце мая, после того, как стало известно имя победительницы Татьяны Викторовны Федоровой, учителя русского языка и литературы средней школы № 1071, мы с Китайгородской беседовали в ее центре интенсивного обучения иностранным языкам. Почему победила Федорова, было понятно. Уверенный профессионал, работник высшей школы, она великолепно подготовила к конкурсу материалы, провела глубокий и содержательный урок по Бунину. Так же уверенно Татьяна смотрелась и на сцене во время пятичасового марафона. С Галиной Александровной мы говорили о реформировании городского этапа.

- Зачем тратить на городской конкурс целый год? Все очные этапы должны проходить за три месяца. Время до января стоит потратить на поиски людей, желающих участвовать в конкурсе. Этим вопросом должна заниматься специальная группа. Две недели в январе, в каникулярное время, - первый этап. После этого тех, кто идет на окружной полуфинал, я бы взяла в свой центр на стажировку. Конец февраля - окружной этап. Конец марта - финал на выезде. Количество подготовленных и неподготовленных заданий должно быть равномерным. Мы никогда не найдем истинной звездочки, если будем смотреть только домашние заготовки конкурсантов.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент